АСТАНА, 02 марта. О светском потенциале, как инструменте противодействия борьбы с экстремизмом и терроризмом рассказал эксперт в области противодействия насильственному экстремизму Рустам Азизи.
Исторический контекст и современные вызовы Таджикистана
Экстремизм и терроризм – это глобальные вызовы, которые угрожают миру и безопасности во всем мире. Эти явления приводят к нарушению прав человека, разрушению инфраструктуры и социальной ткани общества. Поэтому борьба с ними требует скоординированных усилий всех стран и международных организаций.
Таджикистан, подобно многим странам Центральной Азии, столкнулся с этим вызовом еще в период гражданской войны в 1990-х годах и продолжает активно разрабатывать механизмы противодействия экстремизму и терроризму.
С момента обретения независимости республика столкнулась с угрозой радикализма, экстремизма и терроризма. Однако с начала 2000-х наблюдается усиление и изменение форм проявления этой угрозы, что подтверждается официальной статистикой, отражающей рост экстремистских проявлений в стране.
С активизацией Исламского Государства (ИГ)* после 2014 года угроза радикализма, экстремизма и терроризма приобрела новый характер, и пропаганда радикальной идеологии, а также вербовка новых членов, в основном, осуществляются через медийное пространство и миграционные потоки.
Активизация деятельности экстремистских террористических организаций на Ближнем Востоке и привлечение граждан стран Центральной Азии, включая Таджикистан, к их рядам создали новые вызовы и задачи для государственных и негосударственных структур в разработке эффективных стратегий и мероприятий.
В Таджикистане была принята Национальная стратегия по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы. Однако анализ подобных стратегий на национальном и региональном уровне показывает, что они, в основном, сосредоточены на предотвращении и противодействии, при этом недостаточно внимания уделяется реабилитации и ресоциализации жертв радикальной идеологии.
Столкнувшись с проблемой возвращения граждан из зон террористической активности, акторы оказались недостаточно готовы к работе с ними. Одним из основных упущений подобных стратегий является недостаточное внимание к светскости как альтернативе радикальной идеологии, основанной на религиозных принципах.
Для Таджикистана, в отличие от других стран постсоветского пространства, выбор светскости не был безальтернативным вариантом «по умолчанию». С первых дней независимости стоял вопрос о выборе пути между «исламским» и «светским» государством.
Светскость как конституционную основу пришлось защищать с оружием и оплачивать кровью. Подобную ситуацию можно связать с поиском моделей и ориентиров для новых постсоветских государств того периода.
Если для тюркоязычных стран региона ориентиром стала Турция с ярко выраженным на том момент акцентом на светскость, построение национального государства и интеграцию тюркоязычных народов, то для таджиков наиболее близким в языковом и культурном плане были персоязычные Иран и Афганистан, которые официально являлись «исламскими республиками».
И всё же 6 ноября 1994 года была принята Конституция Республики Таджикистан, которая в первой главе закрепила неизменный принцип светскости, определив, что «Республика Таджикистан – суверенное демократическое правовое светское унитарное государство».
Светская идентичность как фундамент противодействия
Светский характер государства закреплен в Конституции и других законодательных актах Таджикистана, а также отражен в государственных программах и стратегиях, особенно в сфере религиозной политики и профилактики насильственного экстремизма (ПНЭ).
Однако, несмотря на благоприятную нормативно-правовую базу, светский потенциал не используется в полной мере и не имеет достаточного влияния на процессы ПНЭ. Анализ национальных программ и практики показал, что основной упор сделан на превентивные и силовые меры, а роль светскости остается декларативной и не конкретизированной.
В противодействии идеологии экстремизма и терроризма важную роль должна быть отведена использованию светского потенциала. Государство активно пропагандирует светские ценности и принципы, считая их основой здорового общества и создавая благоприятную атмосферу для развития мира, стабильности и гармонии.
Светские ценности, такие как равенство, свобода вероисповедания, уважение к чужой культуре и традициям, являются основой здорового общества, где нет места экстремизму и терроризму.
Так, основы светскости закреплены во всех нормативно-правовых актах Республики Таджикистан, а также имплементированы в государственных программах и стратегиях, особенно в сфере религиозной политики и ПНЭ.
Однако кроме постулирования и упоминания светскости как неизменного принципа степень вовлеченности и эффективности использования светского потенциала в программах по ПНЭ оставляет желать лучшего.
Несмотря на благоприятную нормативно-правовую базу, институциональный потенциал светскости остается на сравнительно низком уровне. Указом президента Эмомали Рахмона от 12 ноября 2016 года была утверждена специальная «Национальная стратегия по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы» и «План действий по реализации Национальной стратегии». Таджикистан стал первой страной Центральной Азии, принявшей подобные документы.
Переосмысление и адаптация светской идентичности
Анализ инструментов реализации «Национальной стратегии Республики Таджикистан по противодействию экстремизму и терроризму на 2016-2020 годы» показал, что основной акцент сделан на превентивные и силовые мера, а вовлеченность светского потенциала минимальна.
Светскость несколько раз упоминается декларативно, однако не акцентируется в инструментах реализации. Хотя, существенным элементом радикализации, так называемых. «групп риска», в первую очередь, молодежи с начала 90-ых годов прошлого века был отход от светских/советских ценностей.
Этот процесс можно объяснить явлениями связанные с поиском идентичности: точнее с кризисом идентичности, который наблюдался в этот период.
Этот кризис возник в результате неопределённости соотношения и баланса между «духовным наследием прошлого» и современными реалиями.
Само понятие «исламское наследие» является неоднозначной категорией, которую на постсоветском пространстве пытаются сочетать с «национальными», «государственными» «демократическим» и «гражданскими» ценностями.
Весьма спорным, на наш взгляд, является утверждение о том, что «духовный фактор» стал действенным орудием против идеологии насильственного экстремизма и радикализма.
Сегодня, когда наблюдается снижение реальной боевой активности ИГИЛ и других радикальных террористических организаций, радиальная пропаганда приобретает латентную форму, а также встает вопрос реабилитации и реинтеграции возвращенцев и радикалов.
Проведенные исследования и мониторинг выявили недостаточную осведомлённость и неоднозначное восприятие светскости среди населения, в общем, и среди основных акторов ПНЭ, в частности. Соцопросы показали то, что большинство населения не имеет четкого представления о светскости и светских ценностях.
Во-первых, это связанно с тем, что термин «дунявият» дословно переведённый с русского «светскость» является искусственным конструктом и имеет негативную коннотацию, воспринимаясь как нечто «бездуховное» и связанное с «мирским».
Во-вторых, «светское» воспринимается как антипод «религиозному» и ассоциируется с «атеизмом».
Принимая во внимание результаты анализа имплементации, государственные акторы скорректировали некоторые моменты своей политики, и как результат, в официальной риторике наблюдается снижение упоминания «светскости» и замена его на сопутствующие или близкие по смыслу понятия «национальный», «гражданский», «просвещенный» и др.
Анализ опыта реализации стратегий и плана действий по ПНЭ обосновал важность более глубокого и интегрированного вовлечения светского капитала в программы по ПНЭ, что можно заметить в практических рекомендациях и решениях на уровне государственной власти, а также новых редакциях нормативно правовых актов и программ по ПНЭ.
Так в новой «Стратегии противодействия экстремизму и терроризму на 2021–2025 годы» сделан акцент на светский потенциал, что отражено как в самой Стратегии, так и в её Плане действий.
В пункте 3. Плана действий поставлена задача «Включение в аналитические программы телевидения тем, связанных с разъяснением соотношения светского характера государства со свободой совести и свободомыслия, научного мировоззрения…».
Однако, несмотря на успешный опыт Таджикистана, проблема экстремизма и терроризма остается актуальной во всем мире. И необходимо продолжать работу над созданием механизмов противодействия этим явлениям, а также использовать светский потенциал для создания благоприятной атмосферы в обществе.
Пропаганда светских ценностей и принципов должна быть одним из основных механизмов борьбы с экстремизмом и терроризмом. Государство должно активно вести работу по пропаганде светских ценностей и принципов, а также создавать условия для их реализации в обществе. Это поможет создать благоприятную атмосферу для развития мира, стабильности и гармонии в обществе.
Светскость в контексте глобальной борьбы с экстремизмом
Роль светского потенциала в противодействии экстремизму и терроризму является крайне важной. Он позволяет создавать благоприятную атмосферу для развития мира, стабильности и гармонии в обществе.
Пропаганда светских ценностей и принципов должна быть одним из основных механизмов борьбы с экстремизмом и терроризмом, и государство должно активно вести работу по их пропаганде и реализации в обществе.
Таджикистан является примером успешного использования светского потенциала в борьбе с экстремизмом и терроризмом, но проблема остается актуальной во всем мире, и необходимо продолжать работу над ее решением.
* Террористическая организация, запрещенная в Республике Казахстан