АСТАНА, 04 октября. В статье устаза Тимура Алиева речь пойдет об идеологии салафитских течений, которые несмотря на долголетние внутренние конфликты, все равно продолжают свой пагубный призыв во всем Исламском мире.
Остро это коснулось и нашей Республики, где сегодня они очень активно продвигают свои конфликтно-религиозные доктрины в массы. Несмотря на то, что в последние годы многие лидеры данных течений взяты на особый контроль, а некоторые даже заключены под стражу, все равно приходится наблюдать их численный прирост.
«Считаем, для Республики Казахстан салафизм неприемлемым и деструктивным религиозным течением» – Н. Ермекбаев, министр по делам религий, 2017 г.
Интересный факт – призывающие активисты этих групп в нашей стране всего лишь студенты, которые едва научились бегло читать арабские тексты. Они не обладают научными степенями, не имеют заслуг в сфере научно исламской мысли, среди данных лидеров мы видим простых молодых людей, которые активно переводят для своей аудитории различные труды и брошюрки своих псевдо-шейхов. В основном, все эти работы направленны на разделение исламской общины.
По чему же так происходит?
Посмотрев со стороны на активистов этих групп, на первый взгляд может сложится положительное впечатление, вроде они искренние, жаждущие истины ребята, которые, казалось бы, готовы отдать свои жизни в борьбе за чистый Ислам. Они горячо цитируют аяты священного Корана, приводят в качестве довода заученные наизусть хадисы Пророка Мухаммада (мир ему), могут апеллировать мнением различных ученых из прошлого и т.д.
Так в чем же дело? Почему все ученные ахли сунны сильно порицают и предостерегают от них?
Одна из причин — это то, что Посланник Аллаха (мир ему) предупреждал свою общину об их пришествии. Например, в одном из своих высказываний он сказал:
«Появятся люди в моей общине со стороны востока, которые будут читать Коран, но Он не будет опускаться ниже их глоток (не будет принят)! Они будут появляться каждый век и будут разгромлены, будут появляться каждый век и будут разгромлены!» (Ахмад, Ибн Маджа).
В другом изречении передано: «Во времена ближе к Концу света появятся люди молодые годами и бестолковые умами, которые станут произносить слова лучшего из созданий (т.е. Пророка, мир ему и благословение), однако они выйдут из Ислама подобно стреле. И вера этих людей не пройдет ниже их глоток…» (Бухари, Абу Дауд).
Это и есть то самое деструктивное течение, которое Посланник Аллаха (мир ему) упоминал в своих хадисах и называл его последователей худшими из творений.
Впервые приверженцы этого движения упоминаются во времена правления сподвижника Али, сына Абу Толиба, и в то время они были названы хариджитами. Основной причиной их заблуждения стала чрезмерность в вопросах религии и неправильное понимание сути Ислама. И поэтому Пророк (мир ему) уподобил их стреле, так как они быстро вошли в Ислам и так же быстро его покинули.
Отличительной чертой первых хариджитов была жесткость, переходящая в жестокость, это мы наблюдаем и у наших современных крайних салафитов. В свое время древние хариджиты не признавали авторитетных сподвижников, выдающихся ученых, под лозунгом «джихада» убивали женщин и детей. Проявляли нетерпимость к иноверцам.
Однако, в хадисе говорится: «Тот, кто лишен доброты, тот лишен всего блага». (Абу Давуд). Исламские исследователи – алимы говорят, что последователи хариджизма были из века в век, как пришло в хадисах. Их не мало и сейчас в наше время. В наши дни их роль исполняют современные салафитские группировки.
Еще около 200 лет назад известный ученый ханафитского мазхаба Ибн Абидин ад-Димашки в своей известной книге «Роддуль-Мухтар» писал, что последователи ибн Абдулваххаба (т.е. салафиты), которые появились в Неджде и причисляли себя к мазхабу имама Ахмада, являются хариджитами, ибо они считают только себя верующими, а всех остальных мусульман, называют многобожниками…». Каждый современный салафит считает Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба обновителем Ислама, отдавая ему титул «шейхуль-ислам», «муджадит» и т.п. Такого же мнения в свое время придерживались и хариджиты 18-19 века, то есть те, о ком говорил выше ибн Абидин.
Именно отсутствие классического подхода к изучению религии привели их к неправильному пониманию наследия Пророка Мухаммада (мир ему). А отрицание признанных авторитетных мазхабов ахли сунны стали причиной разлада и следования за некомпетентными людьми, кто предлагал им Ислам в якобы самой изначальной форме. Они делают акцент именно на самый, якобы чистый, ничем не «разбавленный» Ислам. И дали они ему название -«САЛАФИЯ». Ведь это самый мощный аргумент – предложить своим адептам как будто бы тот самый, истинный и фундаментальный Ислам, который был в первых веках распространения религии. «Кто если не мы?» говорят они.
Их чрезмерный фанатизм за своими псевдо-шейхами, зациклинность на буквализме и внешней атрибутике резко разграничили и разделили религиозное общество на «своих» и «чужих».
Есть среди этих групп, например, движение «Мадхалия», которым кажется, что смело можно определить кто «свой» только через определенных шейхов. Если ты признаешь и берешь фетвы Рабии Мадхали и его заместителя Убейда Джабри, значит ты свой. Если иначе, то ты – заблудший. Малообразованные мадхалиты Казахстана, начавшие практиковать Ислам не так давно, не владея даже арабским языком, говорят о тех вещах, суть которых сами не понимают. Пытаются оценивать и дискредитировать тех или иных ученных. Обсуждают положение основателей знаний, статус которых на протяжении тысячи лет был непоколебим.
А сколько еще других таких салафитских группировок и течений в нашей стране помимо мадхалитов? Хаджуриты, хаддадиты, расляновцы, александрийские салафиты, последователи Ясира Бурхами, ихвано – фулейджиты, такфириты-джихадисты различных версий, также последователи Абу Катады Фалистыни, Костекского и многих других. Даже сами мадхалиты раскололись на две группы из-за конфликта своих же шейхов.
Догматика всех выше перечисленных течений лежит в основе книг Мухаммада ибн Абдульваххаба ат-Тамими ан-Наджди (1703 – 1792). Данные группы делятся и множатся, а затем противостоят не только традиционному исламу, но и своим же коллегам по лагерю в следствии того, что в самой основе данных течений лежит конфликт.
Конфликт – это экзестиальная цель данных течений. Именно поэтому законодательство нашей страны определяет их как «деструктивные течения».
Деструкция, вызов основам, бунт и разрушение – это то, что лежит за их антуражем «чистого ислама». Неудивительно, что данные группировки привлекают незрелых и пассионарных людей, ведь их пыл затмевает критическое мышление, а такими людьми легко управлять.
С тех пор как начался призыв Мухаммеда Абд аль-Ваххаба, Исламу было нанесено большое количество вреда. Это продолжается и в наше время.
С самого начала его призыв был основан на обвинении большей части мусульман в многобожии и на пролитии их крови. Нынешние салафиты пытаются скрыть это, но история говорит нам о фактах.
На 103 странице книги «История Неджда», ибн Ганнам, салафитский историк пишет о «геройствах» ибн Абдульваххаба и его последователях, описывая то, как они поступили с ибн Муаммиром, который сперва был лоялен им, а затем вышел из их подчинения: «Усман ибн Муаммир – правитель города Уейна – мушрик (многобожник), кафир (неверующий), и когда мусульмане (ибн Абдульваххаб и его подчиненные) убедились в этом, то сошлись на том, чтобы убить его после того, как он завершит пятничную молитву, и мы убили его на месте его молитвы, в мечети, в месяце Раджаб». Это же подтверждает и ибн Бишр в Унван аль-Маджд 1/60, так же см. ад-Дурар ас-Саниййа т.12 стр.20.
Представьте себе, как для них легко было убить человека после молитвы джума, да еще и в мечети. И таких случаев было много.
И в настоящее время салафиты нередко становятся фигурантами уголовных дел по тяжелым статьям, как терроризм, участие в незаконных вооруженных формированиях, создание ОПГ, убийство, бандитизм, разбой, нападение с целью грабежа. Как же так получилось, что те, кто считает себя представителями «чистого» ислама решаются на подобное, совершая, с точки зрения законодательства преступление, а с точки зрения шариата тяжелый грех?
Для этого необходимо, что бы границы морали, этики, гуманизма были сняты. И они сняты.
Во-первых, салафит не считает, что он совершает грех.
В шарите для мусульманина кровь и имущество другого мусульманина – запретны. Их руководители за рубежом позаботились об этом, объявив, как и ранее в истории других мусульман «кафирами», т.е. неверными. Они выпускают фетвы, одна страшнее другой, объявляя мусульман, которые не читают 5-кратный намаз вышедшими из Ислама.
Пишет Мухаммеда Абд аль-Ваххаб и о самом себе: «И я рассказываю вам о самом себе. Клянусь Аллахом, кроме которого нет достойного поклонения! Я приобретал знания, и тот, кто знал меня был убежден что я обладаю неким познанием, а я в то время не знал смысла слов Ля Иляха Илля Ллах и не знал Религии Ислам, прежде этого блага, которым Аллах меня одарил. И также и мои шейхи: среди них не было ни одного человека, кто знал бы это. Так вот, тот из ученых ‘Арида, кто станет притязать на то, что он знал смысл слов Ля Иляха Илля Ллах или знал смысл Ислама до этого времени, или же станет утверждать, что кто-то из его шейхов знал это – то он солжет, возведет клевету, запутает людей и восхвалит себя тем, чего в нем нет». (см. ад-Дурар ас-Саниййа 10/51).
Здесь мы видим как Мухаммеда Абд аль-Ваххаб сам признает: и он и его шейхи не знали смысл слов Таухида до времени некоего озарения, после которго, он решил стать знаменосцем «чистого» ислама.
Известный ханафитский ученый прошлого Махмуд Гангохи в одной из своих книг говорит Мухаммеда Абд аль-Ваххаба: «Он утверждал, что следует Сунне, поэтому многие люди присоединились к нему. Тем не менее, многие его взгляды противоречат Сунне… Как только его истинная сущность стала проявляться, многие люди покинули его течение. Стало очевидным, что его целью было захватить власть, а призывы следовать Сунне были нужны, чтобы просто привлечь последователей»
Сегодня, как я уже и говорил можно констатировать то, что внутри салафизма существуют ряд течений и направлений. На примере мадхалитов и такфиритов можно увидеть, что салафизм является многоликим, на его идеологической платформе может возникнуть несколько деструктивных течений, которые могут отличаются от классического хариджизма и ваххабизма. Это свидетельствует о том, что дагуату салафия, как вероучение развивается и будет менятся, и его дробление на несколько направлений только подтверждает наш тезис о том, что он неоднороден и опасен.
События последних лет на примере салафитов «ИГИЛ»* или «мадхалитов саафика» показали, что салафизм может иметь прямо противоположные направления в своей эволюции – от умеренности до крайности, хотя и те и другие воспитаны на учении и книгах Мухаммеда Абд аль-Ваххаба и шейха ибн Таймии.
Рядовым казахстанским салафитам нужно одуматься и отказаться от разрушительной идеологии, вернуться в общество, следовать классической, признанной во всем суннитском мире, ханафитской школе, работать на благо Родины. Они должны, наконец, понять, что долгие годы были в политическом движении, которое создано для подрыва устоев государства. Им нужно научиться привязывать сердца к истине, а не к искусственно созданными кумирам, перестать жить страстями и криминальным духом, прекратив клевету и ложь на имамов ахли сунны.
Источник: KAZISLAM.KZ