АСТАНА, 11 января. В поисках ответов на сложные жизненные вопросы молодая узбекская женщина увлеклась религиозными проповедями в интернете, пишет central.asia.
«В 2021 году, когда мне было 17 лет, я заинтересовалась исламом», — рассказывает она в видеоролике, опубликованном Службой государственной безопасности Узбекистана (СГБ).
Ее лицо размыто, и она одета в тюремную одежду.
«Я хотела получить ответы на интересующие меня религиозные вопросы», — говорит она.
Девушка начала слушать лекции проповедников террористических идей и решила вступить в ряды «Исламского государства» (ИГ)*.
«Я попала под их влияние и решилась поехать в Сирию. Продала свои украшения и одежду, чтобы купить чемодан и оформить заграничный паспорт. Родители и родственники не знали о моих намерениях».
«26 марта [2022 года], я должна была покинуть страну, но 25 марта меня арестовали».
«Я жалею о содеянном», — рассказывает задержанная.
СГБ опубликовала видео уроженки Ташкента в своем Телеграм-канале 25 ноября.
«В результате оперативно-розыскных мероприятий, проведенных правоохранительными органами, план девушки не был реализован, и она была задержана», — говорится в сообщении СГБ.
При проверке содержимого ее мобильного телефона были найдены материалы связанных с «Аль-Каидой»* террористических организаций «Катиба таухид валь-джихад» и «Союз исламского джихада»*, содержащие «фанатичные идеи», говорится в сообщении СГБ.
Приговором суда девушка была признана виновной «по соответствующим статьям Уголовного кодекса» и приговорена к пяти годам лишения свободы.
Эта девушка стала одной из 250 отдельных лиц и более чем 10 группировок, выявленных узбекскими властями в первой половине 2022 года.
Задержанные пытались совершать террористические акты, вербовать новобранцев в лагеря боевиков и собирать средства с целью финансирования терроризма.
Поиск покинувших страну до сих пор продолжается.
30 апреля 2022 года андижанский областной отдел по борьбе с терроризмом и экстремизмом МВД распространил видео о разыскиваемых лицах — уроженцах области, которые сейчас находятся на Ближнем Востоке в рядах террористических организаций.
Среди них четверо женщин.
Невежество и экстремизм
Экстремизм, особенно среди женщин, по-прежнему вызывает серьезную озабоченность в Узбекистане.
Известная в Узбекистане блогер и феминистка Акида Мохирова из Ташкента, говорит, что ей приходилось встречаться с женщинами, вступившими в ряды террористических группировок.
Два года назад 19-летняя девушка из Ферганы познакомилась с парнем и исчезла из дома, оставив родителям записку: «Не переживайте за меня, я поехала учиться в Египет».
После этого ее родители обратились Акиде Мохировой за помощью. Акиде удалось с ней связаться, и она пыталась вернуть ее обратно домой.
«Когда девушка переходила турецко-сирийскую границу с несколькими женщинами из ЦА, поняла куда их везут. Она испугалась и сразу скинула хиджаб и крикнула что она из Узбекистана и ее насильно забирают», — рассказывает Мохирова.
«Ее и других женщин арестовали. Так она спаслась от рабства», — рассказывает активистка.
По словам Акиды Мохировой, вербовщики настолько затуманили ее сознание, что она даже не хотела признавать своих родителей. Это обычная схема попадания девушек из Узбекистана в сети радикалов, воюющих в Сирии.
«Девушки едут туда от невежества и незнания элементарных основ ислама. Им обещают деньги и условия, где якобы есть “чистый ислам” и его последователи».
«На самом деле большинство из них попадают в сексуальное рабство», — расказывает Мохирова.
Вера в сказки
За последние несколько лет немало молодых жителей Узбекистана отправились на Ближний Восток, чтобы с оружием в руках воевать в рядах террористических организаций.
Некоторые мужчины собой в места боевых действий везли жен и детей, калечили их судьбы.
Но с помощью правительства Узбекистана некоторые смогли вернуться на родину.
С 2019 по 2021 год Узбекистан провел пять гуманитарных спецопераций «Мехр» («Добро») по возвращению в страну женщин и детей, находившихся в зонах боевых действий в Сирии и Ираке или лагерях беженцев, а также в Афганистане.
В целом, благодаря этим усилиям удалось вернуть на родину более 550 граждан Узбекистана — преимущественно женщин и детей, чьи мужья и отцы погибли или оказались в заключении.
Участь жен погибших боевиков печальна, говорит Виктор Михайлов, директора Центра изучения региональных угроз в Узбекистане.
Если супруг погибает, они остаются с детьми без средств к существованию. Самое простое, что можно сделать в этой ситуации — снова выйти замуж, рассказывает он.
«Для вдов это способ выживания. Поэтому некоторые выходят замуж по два, а то и три раза. И дети у них могут быть от разных отцов: первого мужа, второго», — говорит эксперт.
«Девушки и молодые женщины верят в те сказки, которые им рассказывают в интернете. И когда они приезжают [в Сирию] спустя некоторые время, они видят, что там нет идеального религиозного строя», — говорит Сабохат Рахмонова, журналист и специалист по гендерным вопросам.
«Там нет шариата. Ничего кроме войны, смерти мужа, братьев, отцов и голода», — добавила она.
* Организация, запрещенная в Республике Казахстан