АСТАНА, 16 марта. Новозеландский теолог профессор Дуглас Пратт считает, что главной целью террористических атак на две мечети с разницей в 10 минут в Крайстчерче в 2019 году были мусульмане, которых интерпретировали и определяли как «иноверные», пишет агентство «Анадолу».
Научный сотрудник Бернского университета в Швейцарии и Бирмингемского университета в Англии, а также почетный академик Оклендского университета в Новой Зеландии, эксперт в области теологии и религиоведения профессор Дуглас Пратт, оценил связь терактов, направленных против мечетей в Крайстчерче (Новая Зеландия) 15 марта 2019 года, с христианским фундаментализмом.
Указав на то, что массовое убийство в Крайстчерче, в котором погиб 51 человек, было подогрето антимусульманской истерией и идеологией белого превосходства, Пратт сказал: «Это был теракт, точнее исламофобский теракт. Это была атака, мотивированная смесью идеологии превосходства белой расы, антииммигрантской и, прежде всего, антимусульманской идеологии, и направленная на то, чтобы спровоцировать более сильную реакцию».
Главной мишенью нападений в Крайстчерче были мусульмане, которые рассматривались как «иноверные».
Заявив, что число людей, погибших в результате нападения на мечеть в Крайстчерче, по соотношению к численности населения схоже с терактами 11 сентября в США, Пратт продолжил следующим образом:
«Интересно и то, что 51 погибший мусульманин составляет всего около 1 процента мусульманского населения Новой Зеландии — , но в соотношении с общим населением страны это примерно столько же людей, сколько погибло во время теракта 11 сентября в США. Поэтому некоторые люди задают вопрос: «Это что, новозеландское 11 сентября?». Ответ — нет, потому что атака на башни-близнецы была атакой на всю страну. А это была исламофобская атака, направленная только на мусульман».
— Существует предположение, что быть христианином — значит быть белым и европейцем
Пратт напомнил, что исполнитель терактов в Крайстчерче Брентон Таррант, был вдохновлен ультраправым экстремистом Андерсом Берингом Брейвиком, убившим 77 человек в Норвегии в 2011 году, в основном детей. По его словам, что фактор религии и терроризм неразрывно связаны на фоне обоих терактов.
Отметив, что оба террориста придерживались фундаменталистских христианских взглядов, Пратт добавил:
«Я думаю, что здесь больше исторической перспективы. Какова бы ни была теологическая основа, эта точка зрения обычно предполагает, что существует награда. Существует предположение, что, исходя из христианского мира, из западного христианства, быть христианином означает быть белым и европейцем. Это то же самое, что сказать, что для того, чтобы быть мусульманином, нужно быть арабом. Конечно, есть мусульмане разных национальностей. Поэтому, когда вы получаете такое узкое предположение, оно искажается и становится корнем экстремистских взглядов».
Утверждая, что убийца действовал в одиночку, Пратт сказал: «Таррант не был Эйнштейном. Он не был достаточно умен, чтобы думать. Он, как и Андерс Брейвик, хотел, чтобы христианский Запад мобилизовался таким образом, чтобы предпринять решительные действия для восстановления утраченного. Он научился у Брейвика рационалистическим мотивационным линиям, но дело было в том, что это вдохновляло и давало ему силы действовать в одиночку».
— Христианские взгляды белых супремасистов — это крайняя форма христианского фундаментализма
Указав на то, что в манифесте террориста Тарранта есть следы его опасений по поводу вторжения мусульман и изменения европейской расы, Пратт сказал: «В своем манифесте он четко заявил, что люди, которых он ненавидит больше всего, — это те, кто принял ислам из нашего культурного общества.
В основе этого лежит своего рода христианский элитаризм в форме «Мы правы, вы не правы», что является простым способом выражения исключения из любого сегмента».
Пратт утверждает, что нападения в Крайстчерче были вызваны расистскими и фундаменталистскими христианскими взглядами Тарранта, отстаивающими превосходство белой расы, а также его интенсивными антимусульманскими мыслями, и продолжает свои слова следующим образом:
«Христианские взгляды белых супремасистов — это крайняя форма христианского фундаментализма. Как вы знаете, христианские ультраконсерватисты и фундаменталисты склонны считать, что мусульмане и христиане вечно враждебны или вечно противостоят друг другу. Они отвергают любую возможность реального диалога, разрядки или взаимодействия, и именно этот антимусульманский или подозрительный для мусульман фон позволил им зайти так далеко».
— Существует переход между реальностью и виртуальной реальностью
Говоря о том, что Таррант вел прямую трансляцию нападения на своем аккаунте в социальных сетях, он отметил: «Он хотел показать, что подобный экстремизм может дойти до крайности. Если нечто подобное может произойти даже в такой мирной и отдаленной стране, как Новая Зеландия, то он ясно показал, что ни один мусульманин не находится в безопасности. Конечно, именно это и было целью», — сказал профессор.
Пратт сопоставил то, как террорист Таррант осуществил нападение, с компьютерными играми: «Здесь есть переход между реальностью и виртуальной реальностью. В каком-то смысле сочетание прямого эфира, видео и музыки, похоже, оказало на него игровое воздействие, как в одной из тех жестоких игр, в которые играют люди. Это была почти нереальная реальность, но люди знали, что она настоящая».
Подчеркнув, что ультраправые идеи становятся все более заметными благодаря таким инструментам, как социальные сети, Пратт напомнил о первом в стране теракте христиан-фундаменталистов в австралийском штате Квинсленд 12 декабря 2023 года, в ходе которого были убиты 2 полицейских и 1 мирный житель.
«Учитывая то, что сейчас происходит в Соединенных Штатах, и доминирование Республиканской партии, которая имеет сильную поддержку на низовом уровне в евангелическом христианстве, которое я бы назвал очень фундаменталистским и ультраправым, и возможность прихода этой партии к власти с (бывшим президентом США Дональдом) Трампом, я бы сказал, что во многих частях мира, особенно в некоторых регионах, происходит сдвиг в сторону ультраправых. Это говорит о том, что экстремизм будет расти в некоторых регионах, но не в глобальном масштабе».
— Корень нашей веры — принятие и любовь
Ссылаясь на слова имама мечети Нур, одной из мечетей, подвергшихся нападению в Крайстчерче Джамаля Фауды, профессор подчеркнул:
«Я христианский богослов, и мне очень понравилось выступление Джамаля Фауды на службе через неделю или две после нападения. Он сказал, что все мы — одна раса, человеческая раса, и что только благодаря любви мы сможем выжить, и что мы должны научиться любить. Мы страдали, но корень нашей веры — принятие и любовь», — сказал мусульманский лидер. Многие представители светского общества Новой Зеландии никогда не слышали такой точки зрения от мусульман. Это была одной из замечательных реакций на это ужасное событие.
Пратт обратился с посланием к родственникам жертв теракта в Крайстчерче: «Мир вам, благослови нас Господь. Иншаллах, мы преодолеем ужас, боль и непонимание, которые привели к этим событиям. Благодарю Всевышнего за все благословения, которые у нас в душах».
— Террористические атаки в 2019 году
Мечети Нур и Линвуд в Крайстчерче (Новая Зеландия) подверглись нападению с применением автоматического оружия во время пятничной молитвы 15 марта 2019 года.
Брентон Таррант, террорист, убивший 51 и ранивший 49 человек в результате нападений на мечети, в августе 2020 года приговорен к пожизненному заключению.