Дамаск. 19 января. Прошлый год ознаменовал собой начало конца для «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Сирии и Ираке. Группировка лишилась многочисленных территорий, которые ранее находились под ее контролем, и многих лидеров, рассказали эксперты в интервью Diyaruna.
Крах ИГИЛ ускорился в результате запуска операций по возвращению последних двух крупных городов, находящихся под его контролем: Эр-Ракки в Сирии и Мосула в Ираке.
17 октября, после двух лет интенсивной подготовки и обучения, совместные иракские силы начали операцию с целью отвоевать Мосул, восстановив контроль над крупным районом города в восточной части.
5 ноября Демократические силы Сирии (ДСС) запустили кампанию «Гнев Евфрата» с целью отбить Эр-Ракку вместе с прилегающими территориями у ИГИЛ.
Первый этап операции привел к освобождению большого числа деревень и фермерских хозяйств в сельской местности в окрестностях Эр-Ракки, а в настоящее время проводится второй этап, который начался 10 декабря.
Цель операции – изолировать Эр-Ракку и устроить осаду для скрывающихся там боевиков ИГИЛ.
Международная коалиция оказывает воздушную поддержку иракским силам и ДСС в борьбе с ИГИЛ.
«2016 год был годом интенсивных международных воздушных налетов против ИГИЛ», — сообщил Diyaruna специалист по террористическим группировкам и египетский военный офицер в отставке, генерал-майор Ваел Абдул Мутталиб.
В Сирии поддержка коалиции, оказываемая бойцам ДСС на местах, помогла им освободить Манбидж в 2016 году и города Кобани и Тель-Абьяд в 2015 году.
16 октября в ходе третьего этапа операции «Щит Евфрата» подразделения Свободной сирийской армии (ССА) при поддержке Турции отбили у ИГИЛ села и города в северном Алеппо, в том числе символический город Дабик .
24 августа силы ССА также вновь захватили стратегический город Джераблус 24.
Потеря Манбиджа и Джераблуса «лишила ИГИЛ свободы передвижения по территории Сирии и за ее пределами», сказал Абдул Мутталиб, отметив, что эти города служили жизненно важными коридорами для контрабандной нефти и торговли, а также связующими звеньями с другими регионами.
В Ираке ИГИЛ понесло потери от рук иракской армии и вооруженных сил Пешмерга, которые отвоевали города Тикрит, Синджар, Рамади и Эль-Фаллуджи.
Удары по источникам финансирования ИГИЛ
2016 год «имел катастрофические последствия для ИГИЛ в отношении финансирования, поскольку авиаудары коалиции смогли разрушить большинство линий снабжения этой группировки, используемые для продажи нефти и других похищенных материалов», отметил экономист Каирского университета Нассер аль-Ассиоути.
В результате, все виды торговли, осуществляемые группировкой, были прекращены, включая продажу сельскохозяйственных культур, хлопка и предметов старины, сказал он Diyaruna.
ИГИЛ финансировало многочисленные аспекты своей деятельности путем контрабанды нефти из скважин в регионе, включая Аль-Кайру к югу от Мосула, которая является одним из старейших и наиболее важных нефтяных месторождений в Ираке.
25 августа боевики ИГИЛ были вытеснены из Аль-Кайры , тем самым лишившись последней и наиболее важной, богатой нефтью области в Ираке.
«Международной коалиции также удалось ужесточить контроль безопасности и финансовых потоков, что позволило пресечь поступающее из-за рубежа финансирование группировки», — сказал аль-Ассиоути.
Согласно докладам, потеря средств оказала реальное воздействие на финансовые возможности ИГИЛ , заставив его вполовину урезать зарплаты своих бойцов.
Это вынудило многих из них бежать за пределы Сирии и Ирака или в другие районы, которые не контролировались ИГИЛ, сказал аль-Ассиоути.
«Финансовые стимулы были наиболее эффективным средством, которое группировка использовала для вербовки бойцов в свои ряды, и без него поток боевиков иссяк», — добавил он.
Потеря командиров первой линии
Помимо потери нескольких стратегических городов и маршрутов контрабанды нефти в 2016 году, ИГИЛ неуклонно теряет высших руководителей, которые оказывали большое влияние на своих последователей .
«Группировка потеряла многих командиров первой линии в 2016 году, что привело к серьезным потрясениям в ее рядах, а также случаям массового и индивидуального дезертирства на многих фронтах», — отметил Мохаммед аль-Абдулла, сирийский журналист, проживающий в Каире.
Боевики ИГИЛ также начали переходить на сторону «Фронта аль-Нусра» (ФАН), бывшего союзника «Аль-Каиды», ныне известного как «Фронт Фатех аль-Шам», сказал он в интервью Diyaruna.
Одним из старших руководителей, ставших мишенью коалиции, является пресс-секретарь ИГИЛ Абу Мохамед аль-Аднани (настоящее имя – Таха Собхи Фалаха), который был убит 30 августа в результате авиаудара в Северной Сирии, как подтвердили в Пентагоне 12 сентября.
Аль-Аднани был «заместителем лидера группировки Абу Бакра аль-Багдади», заявил аль-Абдулла.
В июле группировка подтвердила смерть главного командира Абу Омара аль-Шишани (настоящее имя – Тархан Батирашвили) в иракском городе Аль-Шаркат. Аль-Шишани часто перемещался между Ираком и Сирией.
Авиаударом коалиции в ноябре в Эр-Ракке также был убит уроженец Туниса Бобакер аль-Хаким, который был «ключевой фигурой, активно вовлеченной в поддержку и внешние операции» ИГИЛ, говорится в заявлении Пентагона от 10 декабря.
«Министр информации» ИГИЛ Ваэль аль-Файяд, также известный как Абу Мухаммед аль-Фуркан, был убит точечным авиаударом 7 сентября неподалеку от Эр-Ракки, сообщил аль-Абдулла. Кроме того, Сами Мухаммед аль-Джубури, руководящий нефтяными операциями группировки, был уничтожен в августе в Аль-Каиме вблизи иракско-сирийской границы.
В сельской местности Алеппо, возле плотины ГЭС Тишрин, курдским военным в июле удалось «ликвидировать эмира ИГИЛ Абу Фираса Сафрани», добавил он.
В ходе сражения в сельской местности Эр-Ракки в ноябре был ликвидирован Абу Мухаммед аль-Баньяси, отвечающий за подрывы автомобилей; в то время как ДСС ликвидировали эмира ИГИЛ Усаму аль-Тунизи во время наступления на Манбидж в июне, резюмировал аль-Абдулла.
Источник: Каравансарай