Астана. 13 марта. Одним из наиболее обсуждаемых тем в обществе в рамках продвигаемого проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» касается обеспечения прозрачности хозяйственно-финансовой деятельности религиозных объединений. Данные меры принимаются с целью усиления и систематизации работы по противодействию легализации незаконных доходов, полученных преступным путем, и финансированию экстремизма и терроризма, а также для обеспечения исполнения норм прописанных в части 3 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, которая гласит: «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».
На данный момент необходимость законодательного закрепления прозрачности и открытости источников финансовых поступлений религиозным организациям как внутри страны, так и из за рубежа, обусловлена рисками, которые возникают в результате отсутствия контроля за финансово-экономическим оборотом религиозных объединений.
Одно дело когда зарубежная финансовая помощь оказывается единомышленниками зарегистрированных религиозных объединений, но совсем другое, когда эти средства имеют другого адресата. В данном контексте наибольшую угрозу представляют деструктивные организации, которые финансируются извне, для того, чтобы обеспечить деятельность деструктивной организации в стране. К примеру, в Кыргызской Республике до осуществления контроля за финансовыми операциями религиозных объединений резко выросло количество деструктивных религиозных объединений, а религиозные учебные заведения по количеству в сельских местностях почти догнали численность светских школ.
И как результат роста уровня религиозности в стране, как никогда высок и уровень вовлеченности граждан в деятельность радикальных и деструктивных течений. Статистика правоохранительных органов данной страны также подтверждает значительное ухудшение ситуации в этой сфере. Так, в 2013 году по статьям, связанным с терроризмом и экстремизмом, были осуждены 81 человек, в 2015 году 132. К 2016 году их число выросло до 210. Как вы видите, цифры растут как на «дрожжах». Однако, это только пойманные силовиками преступники, а сколько еще таких радикалов свободно бродят по просторам нашей Родины продолжая заражать умы народа.
Сегодня на территории Кыргызстана функционируют такие политизированные и опасные религиозно-экстремистские организации, как «Хизбут-Тахрир» и «Акрамийя». Имеются представители террористических организаций такфиристско-джихадистского движения «ЖайшульМахди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллох», «Ат-Такфир Валь-Хиджра» и «Исламского государства». Около двух тысяч граждан Кыргызстана являются приверженцами их экстремистских идей.
К слову, такая распространенность экстремистских идей среди широких масс не была бы возможна, без зарубежного и внутреннего финансирования. Данные упущения в религиозной сфере страны стали результатом отсутствия контроля.
В данном контексте, недоступность и закрытость аналогичных данных о финансовой деятельности казахстанских религиозных объединений также создает почву для осуществления незаконных действий (коррупция, финансирование незаконных организаций и т.д.), что в свою очередь нарушает интересы гражданского общества Республики Казахстан и Законы нашей страны.
Открытость и доступность данной информации не только для государственных органов, а также для гражданского общества в повысит авторитет религиозных объединений и уровень доверия к ним со стороны граждан.
До включения данного пункта в Законопроект также был изучен международный опыт по регулированию данной практики, который свидетельствует о распространенности данной практики во многих развитых странах. К слову данная норма является гарантом не вовлеченности религиозных объединений в сомнительные финансовые операции и одной из причин стабильной религиозной ситуации в странах где она применяется, в то время как отсутствие таких норм в иных странах является причиной судебных разбирательств по обвинениям в отмывании незаконных средств, финансировании террористических и экстремистских организаций, коррупции, нецелевом использовании средств религиозных объединений и др.
Необходимо отметить, что похожая законодательная норма уже действует во многих странах СНГ. Например, в России и в ряде стран Центральной Азии, контроль финансовых поступлений религиозных объединений, получивших денежные средства от международных организаций, осуществляется представлением в государственный орган финансового отчета о распределении полученных средств.
В Королевстве Бельгии также существует государственный контроль расходования средств религиозными организациями. Согласно статьи 53 Закона от 27 июня 1927 года о некоммерческих объединениях каждая религиозная организация должна предоставить отчет за годичный период. Помимо этого религиозное объединение должно предоставить сведения по бюджету на следующий год, где должны отразить такие пункты как: зарплата священнослужителей, производство организацией религиозных товаров, наем советников и расходы на телевидение, пенсии и закуп имущества.
А в случаях когда религиозная организация не предоставляет сведенья о источниках финансирования, федеральная прокуратура имеет право запретить деятельность РО на территории страны.
В Испании все религиозные объединения должны представлять свои экономические показатели в МВД. В целом, государство, в лице правоохранительных и специальных органов, с использованием определенных методов работы, в постоянном режиме отслеживают финансовые потоки в религиозных объединениях.
В Республика Казахстан все религиозные объединения являются некоммерческими организациями, и в соответствии с этим статусом информация о доходах, о имуществе, об оплате труда работников не могут быть предметом коммерческой тайны.
Калиев Талғат директор НИЦ Молодежи
Источник: «Қамшы» сілтейді