Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Когда молчание — слабость…

Астана. 14 августа. После очередной подборки «Религия и общество» на наш сайт пришло письмо неравнодушного читателя о важности религиозной грамотности в светском государстве, компетентной профилактической работы по разъяснению деструктивности иных религиозных формирований среди молодежи, которая только формирует свои взгляды на жизнь, неработающего, самозанятого населения. Как ведется эта работа у нас? Об этом мы попросили рассказать директора «Центра анализа и развития межконфессиональных отношений» Гульнур Сатыбалдину.

Наше государство — светское, на этой основе и выстроена модель государственно-конфессиональных отношений для нашей многонациональной республики. Приверженцы всех религий равны перед законом, а закон гарантирует уважительное отношение к религиозным убеждениям каждого гражданина. Сегодня идет широкий процесс развития культуры народа Казахстана, его самосознания, духовных и сакральных ценностей, но при этом мы хорошо понимаем, что духовность -это не только религия, но и образование, воспитание, культура, история. А это предполагает вклад каждой религии в духовное развитие страны, сохранение, ее самобытности. В светском государстве религия отделена от государства, и оно не имеет права вмешиваться в эту сферу, но это не значит, что все пущено на самотек и нам ни до чего нет дела. Когда речь идет о сохранении безопасности и стабильности, тогда включается процесс регулирования. Терроризм, экстремизм сегодня — это мировая угроза. И надо научить наших людей формировать свой собственный иммунитет к чуждым идеологиям. Каждый должен понимать, что такое деструктивная идеология, как она разрушает целостность психологического состояния человека, его здоровье. Но при этом, мы должны знать свои традиции, выверенные веками.

В преамбуле Закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях говорится, что в нашей стране признается «важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности, историческая роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа». Они помогают в нравственном воспитании молодежи, укреплении семейных ценностей, сохранении стабильности и духовности в обществе. Мы гордимся, что у нас есть своя уникальная казахстанская модель межконфессионального согласия — синтез истории, культуры страны и нормативно-правовых актов, которые регулируют данную сферу, есть законодательная база противодействия экстремизму и терроризму, концепция государственной политики в сфере религии на ближайшие годы.

—  Как признают большинство экспертов, наиболее результативным методом вербовки является интернет-пространство, а это мировая сеть…

— Да, и это не только визуальное влияние, но и психологическое, когда специальными приемами происходит подчас реальное стирание ценностей, которых молодой человек придерживался до этого. Люди подписываются на какие-то группы, им приходят какие-то информационные рассылки, идет мотивация. И если свой фильтр у человека не срабатывает, то все — он в эту сеть попался… Как важна в такой момент роль окружающих, семьи. Родители не должны пускать воспитание ребенка на самотек, не перекладывать его на плечи других, ведь основные коммуникативные основы закладываются в семье: как общаться, как себя вести, что можно, а что нельзя.

В связи с активизацией чуждого влияния на нашу молодежь меняются и наши подходы в работе, она все больше становится адресной. Мы много работаем в интернет-пространстве, здесь есть наши сайты, где идет разъяснение политики государства, выставлены наши материалы, телефоны доверия. По ним люди все чаще обращаются, выражают свою гражданскую позицию, подсказывают на что нужно обратить внимание.

Сами пострадавшие звонят редко, да и когда человек вовлечен в деструктивную организацию, он подчас не считает, что у него вообще есть проблемы. Результаты нашей работы очевидны не сразу, нельзя обойтись разовой консультацией с человеком, попавшим под влияние радикалов, нужна большая реабилитационная работа. А она непростая, очень важно научиться тому, как себя вести с таким человеком. Потому как у него в душе, если он находится под влиянием радикалов, происходит подчас конфликт со всем миром и с самим собой. Надо осознать, как в дальнейшем помочь ему—и не только при содействии психолога или теолога, работа должна вестись комплексно и всеми теми, кто рядом. Обязательно следует поменять окружающее информационное поле, показать ту разницу и те изменения, которые произошли в нем самом под влиянием деструктивных сил. Только тогда будет результат.

Для всей этой очень непростой и важной работы у вас должен быть очень мощный и мотивированный арсенал…

Над этим работаем. Изменения происходят и у нас, вместо одного теолога в центре сегодня их три. Многое делается консультативно — реабилитационным центром «Насихат», организуются точечные встречи с осужденными, находящимися   в   исправительных учреждениях, придерживающимися экстремистских течений в исламе, связь с ними не прекращается и после их выхода на свободу. Реабилитационная работа ведется в двух направлениях: профилактика экстремизма и терроризма и пропаганда ценностей традиционного ислама ханафитского мазхаба.

Интересны проекты по работе с женским жамагатом, который раньше оставался за бортом влияния и где всегда было много вопросов. Здесь хороших результатов добиваются женщины-теологи.

Расширяется и консультативно-реабилитационный отдел нашего центра, кроме двух психологов теперь здесь будет работать еще и религиовед, либо теолог. Наши специалисты-религиоведы все больше работают с сельской молодежью, маргинальными слоями, не занятыми нигде, встречаются с работающими на рынках, беседуют с теми, кто приходит на ярмарки вакансий, организуемые центрами занятости, консультируют, предостерегают. Выходим и на аудиторию самих верующих, спрашиваем есть ли у них какие-то вопросы, направляем к ним знающих людей, получивших высшее теологическое образование и способных развеять их сомнения. Сегодня уже не только в областном центре, но и в районах (Целиноградский, Атбасарский, Сандыктауский, Зерендинский, Астраханский, город Степногорск) работают специалисты религиоведы, они выезжают в сельские округа. Мы объясняем, что во всех традиционных религиях с уважением относятся к врачам, сохраняющим жизнь. Здоровье человека — это тоже дар свыше и нельзя запрещать прививки, надо думать и о самом ребенке, и об окружающих, оберегая их от инфекций. Что касается черной одежды, это совершенно чуждый для нас стиль, привнесенный из других стран. У казахского народа девочки всегда воспринимались как будущие мамы, ценились их благородство и женственность, а красоту казахской девушки веками воспевали поэты. Если мы говорим о сохранении самобытности нашего народа, то черные одежды — это чужое, наши женщины ходили в белом.

Часто спрашивают и о причинах попадания в деструктивные организации. Причин универсальных нет. Мотивы могут быть разные — социальные, семейные, психологические, незнание законов, низкая культура правовой и религиозной грамотности. Все их нужно учитывать и пытаться действовать во всех направлениях комплексно.

— Вы окончили престижный Евразийский университет, избрав среди многих других специальностей религиоведение. И в чем видите свою задачу сегодня?

Говорят, человек в своей жизни делает два самых главных выбора — спутника жизни и профессии. Это был мой осознанный выбор, а, начав работать, я еще и поняла, как это актуально, какая на местах ощущается нехватка религиоведов и теологов. Сегодня в моем родном альма-матер их группы выросли в разы.

Задачу свою вижу в повышении религиоведческой грамотности людей, не религиозной, заметьте. Мы, религиоведы, должны разъяснить человеку самое главное его право — на получение достоверной информации. Не повышать уровень религиозности, а объяснять человеку, что есть деструктивные, запрещенные экстремистские организации, а есть традиционные религии. Что существует законодательная база в этой сфере, которая регулирует все вопросы, чтобы каждый знал и здесь, как и во всяких других отношениях, свои права и обязанности, самостоятельно научился ориентироваться в большом потоке информации.

Источник: газета «Акмолинская правда»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: