Астана. 25 октября. На отсутствие социальной ориентированности в работе местных проповедников (имамов – прим. автора) указал в ходе международного круглого стола «Эффективность молодежной политики как инструмент противодействия религиозному экстремизму» генеральный директор компании «Data Group» по мониторингу, анализу, прогнозированию религиозной ситуации Али Саликов, сообщает корреспондент Kazpravda.kz.
По его мнению, в Казахстане мало доступной информации от представителей мечети для той молодежи, которая является полусветской и готовой к принятию ислама.
«Небольшой мониторинг показал, что проповеди у нас ведут в основном проповедники других стран. Информационная площадка в Казахстане не насыщена. В работе имамов имеется оторванность от ситуации, очень мало контента на русском языке. Основная проблема в том, что работа пастырей является не социально ориентированным каналом информации, они недостаточно медийны», – поделился эксперт.
По словам Али Саликова, молодым людям не хватает информации о религиозных и духовных ценностях, изложенной в доступном формате, например, в виде видеороликов на интернет-платформах.
Также во время мероприятия были обсуждены вопросы консолидации научно-экспертного сообщества СНГ в целях противодействия религиозному экстремизму в молодежной среде, вопросы религиозного экстремизма в киберпространстве и евразийское добровольчество как технология профилактики религиозного экстремизма.
Руководитель сектора изучения этнополитики и конфликтологии Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» (Башкортостан – прим. автора) Артур Сулейманов выразил мнение, что одной из основных причин появления экстремистских организаций в странах Центральной Азии является идеологический вакуум, возникший после распада СССР. И в современных условиях экстремистские организации продолжают работать, трансформируются и прибегают к новым способам пропаганды.
«Сегодня угрозы трансформировались, перешли от модели рационального выбора к практике, в основе которой отсутствует рациональность. Экстремисты прибегают к различным форматам пропаганды своей идеологии, из-за чего порой выявить причину угрозы очень сложно. Экстремизм систематизировался и приобрел разные форматы. В его основе могут лежать идеология, ложный патриотизм или национализм, какие-то философские концепции. Если говорить о религиозном экстремизме, то здесь сектантские, религиозно нетрадиционные течения», – перечислил он.
Эксперт напомнил о векторе, который определил Президент РК Нурсултан Назарбаев в борьбе с религиозным экстремизмом.
«Борьбу с ним нельзя превращать в «охоту на ведьм». Это должна быть комплексная системная работа с определенными направлениями. Нужно понимать, куда двигаться, какие инструменты использовать», – процитировал Главу Казахстана Сулейманов.
Кроме этого, представитель центра геополитических исследований подчеркнул, что для пространства СНГ религиозный экстремизм исторически является несвойственным явлением. Этот феномен, по мнению Сулейманова, был внедрен извне. При этом росту религиозности в странах СНГ способствуют как минимум несколько вещей.
«Во-первых, с распадом Советского Союза возникла потребность социально-культурного развития религии, поскольку в 1990-е году образовался идеологический вакуум. Вторая тенденция – это связь повышения религиозности с либерализацией отношений между государствами. Демократический транзит наложил свой положительный отпечаток на развитие конфессиональной среды, где могла быть своя вера. С другой стороны, наряду с традиционными религиями просочились нетрадиционные религиозные течения. И отсеять их при отсутствии религиозной культуры было тяжело», – резюмировал Артур Сулейманов.
В свою очередь профессор кафедры религиоведения ЕНУ имени Гумилева Асылбек Избаиров отметил, что при работе с молодыми людьми важно различать два момента: дерадикализацию и общую профилактику. Иначе в дискуссию с радикалами можно втянуть все общество.
«Нужно проповедовать настоящие ценности. Если больше будут говорить про «короткие штанины» и «бородачей» и усиливать антиисламскую риторику, то будет усиливаться противостояние. Антиисламская риторика – это хорошая почва для радикалов. Нужно выбрать центральную линию», – высказался эксперт в ходе круглого стола Центра аналитических исследований «Евразийский мониторинг».