Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Переговоры по Сирии в Астане: сорвутся или ускорятся?

Убийство посла — удар по диалогу между Москвой и Анкарой

Астана. 20 декабря. Убийство российского посла в Турции может иметь несколько причин. В том числе желание нанести удар по диалогу между Москвой и Анкарой, который стороны собирались продолжить в Астане по поводу Сирии

Залезая в чужой котел, можно и обжечься

Убийство российского посла в Турции в понедельник, 19 декабря, косвенно ударило и по интересам Казахстана, который в этом году предпринял значительные усилия, чтобы наладить отношения между Турцией и Россией. Результатом этих усилий могли стать переговоры по прекращению огня в Сирии, которые Москва и Анкара предложили провести в Астане.

Но после активизации военных действий в Сирии руководство России должно было понимать, что ее граждане и официальные представители автоматически становятся мишенью не только для ИГИЛ (ДАИШ), но и для других террористических групп. Еще в конце июля ИГИЛ пригрозила джихадом против России. В сентябре в некоторых европейских столицах и в Вашингтоне усилили охрану российских посольств после того, как Москва и Дамаск начали наступление на Алеппо. Естественно, кто-то будет искать корни преступления даже в США, хватаясь за информацию о том, что убийца мог быть сторонником проповедника Фетхуллаха ГЮЛЕНА, который сейчас скрывает в Штатах. Такой вариант не выгоден и Казахстану, который рассчитывал на то, что с приходом Дональда ТРАМПА в Белый дом отношения между США и Россией немного наладятся. А раскрутка этой версии подбросит новые угольки в антиамериканскую риторику Кремля.

Региональный модератор

Но кто бы ни стоял за этим убийством, данное событие может внести свои коррективы в идею проведения переговоров по Сирии в Астане, которые могут быть отложены или, наоборот, ускорятся. Естественно, Акорда заинтересована во втором варианте. Срыв же переговоров будет означать победу тех, кто инициировал убийство российского посла, рассчитывая на негативный мультипликативный эффект от этого события.

Поэтому для Астаны будет важно поддержать намерение России и Турции провести «сирийскую встречу» в Казахстане, даже несмотря на трагический инцидент в Анкаре. Тем более что Акорда давно и целенаправленно работает над имиджем республики как мостика в диалоге Востока и Запада.

Под этот имидж активно выстраивалась и соответствующая инфраструктура, начиная от участия республики в многочисленных региональных объединениях и заканчивая международными инициативами, будь то создание СВМДА, проведение саммита ОБСЕ или предложения по изменениям в Договоре о нераспространении ядерного оружия.

Интересное совпадение: о возможности проведения в Астане переговоров совместно с Турцией и сирийской оппозицией по поводу прекращения огня в Сирии Владимир ПУТИН заявил в Японии, которую незадолго до того посетил и глава Казахстана.  К тому же у Астаны богатый опыт модератора в разрешении конфликтных ситуаций.

Первые посреднические попытки Казахстан предпринял еще вначале 1990-х для прекращения войны между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе.

В начале 2000-х годов, в рамках Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Казахстан пытался играть роль модератора в снижении напряженности между Индией и Пакистаном.

А первый успех на этом поприще пришел только в 2013 году, когда в Алматы были проведены два раунда переговоров по иранской ядерной программе между Ираном и группой «5+1» (пять постоянных членов Совбеза ООН плюс Германия). Но тогда Казахстана лишь предоставил территорию для переговоров.

По-настоящему весомый результат президент Казахстана продемонстрировал в урегулировании конфликтных отношений между Турцией и Россией. Об этом было заявлено во время визита Нурсултана НАЗАРБАЕВА в Турцию 5 августа 2016 года и чуть позже во время его встречи с Владимиром Путиным 16 августа.

Аналогичные попытки Казахстан пытался предпринять для улучшения российско-украинских отношений. Но пока Астане не удалось перетянуть на себя переговорный процесс. У нас здесь конкурент — Александр ЛУКАШЕНКО, один из инициаторов переговоров по Украине. В результате в 2014 году именно Минск, а не Астана стал местом встречи конфликтующих сторон.

В его пользу сыграло и то, что, в отличие от Казахстана, руководство Белоруссии не получало две ноты протесты от Киева по поводу заявлений относительно присоединения Крыма к России и других событий на Украине. Понятно, что от тех переговоров политические дивиденды получил Лукашенко. Пытаясь таким образом восстановить отношения с Западом. Тем более что Белоруссия стала представлять меньше проблем для Вашингтона и Брюсселя по сравнению с Россией, увязшей в «украинском вопросе».

Но, судя по всему, Астана все еще рассчитывает перетянуть на себя «переговорное одеяло». Казахстан готов в любое время принять и «нормандскую четверку», и более расширенный состав переговорщиков с участием США. То есть площадка у нас всегда готова. И вряд ли случайно незадолго перед саммитом G20, во время августовской встречи с Путиным в Сочи, президент Казахстана проговорился, что ему звонил президент Украины Петр ПОРОШЕНКО с намеками на некий компромисс.

Сирийцы в Астане

Кстати, сирийская тема уже обсуждалась в Казахстане весной и осенью прошлого года, когда в Астане прошли первые два раунда переговоров сирийской оппозиции. Второй раунд привлек больше внимания: к тому времени в сирийский конфликт напрямую вмешалась Россия. И если весной сирийские оппозиционеры говорили о намерении обсудить в Астане будущее Сирии без Башара АСАДА, то уже осенью один из участников встречи Фабьен БУССАР заявил, что конференция в казахстанской столице отнюдь не направлена против действующего сирийского режима.

Проблема заключалась в том, что «сирийская оппозиция» состоит из разных противоборствующих группировок, которые базируются на разных идеологических платформах и имеют разных спонсоров. Например, в «Национальный координационный комитет за демократические перемены» входят в основном светские, левые и националистические группы. При этом к оппозиции можно отнести и различные курдские организации, как, например, «Высший курдский совет». Но самой крупной оппозиционной силой является «Сирийский национальный совет», созданный в 2011 году и получивший определенную международную легитимность, в первую очередь, со стороны западных стран. В то же время Лига арабских государств больше контактирует с «Национальной коалицией сирийских революционных и оппозиционных сил».

Эти две группы выступали за свержение режима Башара Асада. При этом оппозиция, поддерживаемая арабскими странами, изначально заявила, что не собирается вступать ни в какие переговоры с сирийскими властями. Неудивительно, что ни «Сирийский национальный совет», ни «Национальная коалиция» также не участвовали в переговорах по урегулированию сирийского конфликта, которые прошли в апреле 2015 года в Москве. Хотя отличием прошлогодней московской встречи от астанинской стало то, что в Россию все-таки приехали официальные представители Дамаска, а в Астану нет. При этом официальные российские лица в прошлом году довольно скептически оценивали сам факт проведения переговоров сирийской оппозиции в Казахстане. А посол Сирии в Москве Рияд ХАДДАД поставил астанинские встречи в один ряд с аналогичными встречами в Каире и Стамбуле, где также не участвовали многие представители крупных оппозиционных сил.

В принципе, в прошлом году в Астане прошли не столько переговоры конфликтующих сторон, а скорее — конференция разношерстной сирийской оппозиции. Инициаторами двух встреч стали представители «Движения за плюралистическое общество» и еще нескольких оппозиционных групп. В мае 2015-го в Казахстан приехало более 30 человек — руководители и представители различных оппозиционных сил, а также независимые оппозиционеры, каковых в Сирии и за ее пределами немало.

А осенью, после второго раунда, была принята ни к чему не обязывающая декларация с призывом провести в 2016 году в Сирии парламентские выборы под международным наблюдением, организовать реформу вооруженных сил страны, создать объединенный фронт борьбы с терроризмом и вывести из Сирии всех иностранных наемников. Как видим, ни один из этих пунктов так и не был выполнен.

Чужой оппозиционер ближе, чем свой

Таким образом, встречи сирийской оппозиции в Астане вряд ли можно было назвать результативными по итогам и репрезентативными с точки зрения состава участников. Хотя для Акорды важна была не столько их весовая категория, сколько сам процесс, и она, в конечном счете, добилась главного. Представители сирийской оппозиции еще в прошлом году заявили, что намерены обратиться к президенту Казахстана с просьбой выступить в роли модератора в разрешении сирийского кризиса. Естественно, что Акорда считала своей дипломатической победой то, что с аналогичным заявлением выступила Россия при поддержке Турции.

И если окончательное решение о проведении переговоров по Сирии в Астане все же будет принято, даже несмотря на убийство российского посла в Анкаре, то этот формат станет более представительным по причине участия в нем как представителей оппозиции, так и официального Дамаска.

Хотя эта ситуация создает немного парадоксальную ситуацию. Казахстанские власти охотно предоставляют место для встреч оппозиционным деятелям из других стран, признавая необходимость проведения переговоров с ними, и при этом внутри страны практически вычистили все оппозиционное поле. Впрочем, это мало беспокоит Россию с Турцией, поскольку они проводят такую же политику, да и Запад давно уже перестал заострять на этом внимание, поставив на первое место геополитику, а не права человека.

Конечно, в Акорде уверены, что при любом раскладе республика, выступая в качестве модератора, оказывается в выигрышной ситуации. Тем более что посредническая миссия Казахстана в разрешении кризиса в российско-турецких отношениях уже значительно повысила весовую категорию Астаны, в том числе в глазах западных государств. Но Акорда также должна осознавать, что эта же посредническая миссия может принести не только лавры.

И теракт в Анкаре, направленный против России, должен быть тревожным сигналом и для Казахстана, чьи граждане и дипломатические представительства также находятся в списке потенциальных мишеней для террористического интернационала, у которого довольно простые правила: «Друг моего врага, мой враг». А Казахстан в этом году довольно активно демонстрировал свои тесные отношения и с Россией, и с Турцией, активно поддерживая создание между ними нового альянса.

Досым Сатпаев

Источник: Ratel.kz

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: