Астана. 14 июля. Исследователи по всему миру продолжают анализировать, как ДАИШ удалось стать доминирующей группировкой в Сирии, а затем сделать успехи в Ираке. При этом, не имея достаточных экономических и военных ресурсов, необходимых для быстрого расширения, они стремительно нарастили человеческие ресурсы. Ключом их успеха стало использование социальных медиа для создания мощного механизма вербовки в ДАИШ. Поэтому мы попытаемся рассмотреть специфические характеристики социальных медиа, которые сделали его таким эффективным инструментом для привлечения новых последователей.
Во-первых, социальные медиа предоставляют сцену, на которой ДАИШ может исполнять свою специально ориентированную «пьесу» для особой публики, представляя тщательно упакованный образ крайне джихадистской фантазии.
Во-вторых, СМИ представляют собой учреждения, в которых крайние убеждения и действия могут «нормализоваться» и где, как правило, их преподносят как стандартная практика правоверных мусульман.
В-третьих, ДАИШ использует социальные медиа, чтобы разрабатывать и распространять свой центр повествования в виде образов и идеологии, содержащиеся в этом «театре» косвенно «нормализуя» экстремальное отношение к таким понятиям, как «джихад» и «мученичество».
Специально созданные пиар-кампании ДАИШ сделали сайты социальных сетей минным полем для молодых маргинальных мусульман. Основа для ДАИШ – это истории об обидах. Они содержат сильную этическую направленность на многие несправедливости, которые мусульмане вынуждены были терпеть. Важно, что эти обиды не изолированы в одном геополитическом контексте. Каждая ситуация является частью того, что воспринимается как всеобъемлющая атака на Ислам. ДАИШ настаивает на том, что он имеет право и обязанность установить исламское государство, где правит строгий Исламский закон (шариат). При этом западные державы и США, как правило, выделяются в качестве основного угнетателя.
Процесс, посредством которого эти идеи распространяются, набирает обороты. Традиционные источники СМИ являются производителями информации, которые представляют свой продукт потребителям. В отличие от СМИ, социальные медиа используют гораздо более неформальный, сетевой подход. Каждый пользователь является потребителем и производителем информации.
Лучше понимая эти механизмы радикализации, власти по всему миру смогут разработать более эффективные стратегии для борьбы с весьма успешными кампаниями по вербовке в ИГИЛ.
Источник: статья Робин Торок (Security Research Institute, Edith Cowan University, Australia), 8 апреля 2016, №53