Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

«Стоп-террор»: интервью с таджикским режиссером спектакля о теракте в «Крокус Сити Холле»

АСТАНА, 27 октября. Новый сезон Театра музыкальной комедии им. Камоли Худжанди в этом году открылся спектаклем совсем не комедийным и затронувшим очень острую и болезненную тему терроризма, а конкретно – страшный теракт в «Крокус Сити Холле» в Москве.

В центре сюжета постановки «Стоп-террор» история мужчины, завербованного для совершения тяжкого преступления. Главный герой теряет не только контроль над своими действиями, но и самое дорогое, что есть в его жизни.

SputnikТаджикистан решил узнать у автора постановки и главного режиссера Сухроба Шехова, почему он выбрал настолько непростую тему, какую идею спектакль должен донести до зрителя, и как помогает опыт жизни в России в создании подобной драмы?

— Когда и как возникла идея поставить такое произведение?

— Как мы все помним, после событий в «Крокус Сити Холле» у таджикского народа возникло немало переживаний и споров. Я понял, что сегодня тема терроризма и экстремизма – это боль общества. Даже президент Эмомали Рахмон в каждом послании призывает молодых людей быть разумными и бдительными.

Но, к сожалению, эта тема по-прежнему актуальна. И я как человек творческий, решил поставить спектакль, поскольку театр сам по себе является школой и зеркалом жизни и может оказать определенное влияние на современное общество, пусть даже и небольшое.

— Кто является автором сценария и каким образом вы собирали материал для «Стоп-террор»?

— Когда я загорелся этой идеей, то начал искать произведение, подходящее именно под данную тему.

Их было несколько, но все они не подходили, поскольку были далеки от условий жизни таджикского народа. Поэтому мы побеседовали с одним из известных и успешных драматургов Джума Куддусом, пишущим современные произведения. Я поделился с ним задуманной идей и отрадно, что он за короткий срок – всего 15 дней – написал сценарий. Мы прочли его, внесли некоторые исправления и начали работу.

— Легко ли было объяснить актерам идею во время создания этого спектакля?

— Мы пришли к выводу, что специально для спектакля «Стоп-террор» оформление сцены должно быть больше символическим, чем реальным. Это должен быть образ, способный отразить переживания героев.

Мы долго думали и разработали несколько символических эскизов, решая какой из них может лучше раскрыть образ того или иного героя. Наконец, после долгих обсуждений пришли к выводу, что нам следует придерживаться варианта дизайна, который и был показан на сцене театра.

Поскольку у терроризма нет ни национальности, ни вероисповедания, ни расовой принадлежности, мы решили для каждого участника спектакля сделать отдельную теневую ширму. На сцене было шесть ширм, мы их соединили в одну большую паутину, ведь по задумке все участники так или иначе причастны к терроризму. Актеры часто выступают за ширмой, поэтому зрители видели только их тени. Смысл в том, что кто бы не был за ширмой — он причастен к терроризму, мы не видим этих лиц, но понимаем это по действиям.

— Как проходила подготовка к премьере?

— Конечно, было непросто, не обошлось без трудностей. Потому что, когда актер вживается в роль, он берет многое из реальной жизни. Например, если это роль учителя, то мы общаемся хотя бы с несколькими педагогами и узнаем об их образе жизни, и только тогда можем правдоподобно сыграть.

Представьте, насколько сложнее было с ролью «террориста» в подобном спектакле? Трудно было понять психологические особенности такого человека: манеру речи, поведения и действий, — а затем воплотить это на сцене. Сам образ мы создавали после изучения различной информации, и я считаю, что актеры, которые играют в спектакле «Стоп-террор», хорошо справились с задачей.

— Сталкивались ли вы с какими-либо препятствиями или сомнениями при работе с такой деликатной темой и глобальной проблемой?

— Единственным препятствием было как раз то, как именно сыграть роль «террориста». В целом иных серьезных проблем не было. Конечно, режиссеру сложнее. Я много думал о том, как сделать такой спектакль, который оказался бы близок таджикскому народу, но и был понятен зарубежному зрителю, если появится возможность показать его за пределами Таджикистана. То есть спектакль должен быть доступен для понимания людям самых разных культур.

Именно поэтому он называет «Стоп-террор», ведь смысл этих слов понятен каждому, с ним знакомы все народы мира.

— Какую основную идею вы хотите донести до зрителей?

— Театр – это школа жизни. Артисты должны наглядно демонстрировать обществу существующие проблемы, насколько это возможно, изобразительными средствами показать правильный путь или уберечь от неправильного. И главная цель спектакля «Стоп-террор» в том, чтобы защитить сегодняшнюю таджикскую молодежь от заблуждений, от присоединения к каким-либо экстремистским и террористическим группировкам.

В этом главное значение постановки — чтобы молодые люди шли по правильному пути, занимались наукой и получали знания, а не вступали в запрещенные партии и движения и не жертвовали своей жизнью и близких.

— Думали ли вы о том, чтобы представить «Стоп-террор» за рубежом?

— Конечно, за 7 лет, что я работал режиссером в театре, мы участвовали в семи престижных международных фестивалях и представляли свое творчество в других странах.

И, разумеется, одним из замыслов каждого спектакля, который я ставлю, в том, чтобы он был понятен таджикскому народу и понравился зрителям за пределами страны. Конечно, я надеюсь, что «Стоп-террор» приобретет популярность и будет показан в соседних дружественных государствах, чтобы мы смогли защитить других от неверного пути терроризма и экстремизма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: