АЛМАТЫ, 01 ноября. В начале декабря 1995 года в аэропорту Алматы развернулись действия в духе самого невероятного триллера – казахстанские «зеленые фуражки» сорвали попытку передачи оружия из Европы в регион, где военные действия не стихали уже десятки лет, рассказали в пресс-службе КНБ РК.
Во время досмотра пограничниками воздушного судна, следовавшего из Болгарии в Афганистан транзитом через Алматы, выяснилось, что борт под завязку набит смертоносным грузом. В самолете, который по документам должен был перевозить сельхозтехнику, находилось 39 тонн взрывчатых веществ. Транзитный борт должен был сделать посадку в Бишкеке, по этой причине пограничники подниматься на борт не намеревались. Однако благодаря внимательности и смекалке старшего пограничного наряда прапорщика Александра Жарикова оружие адресату не досталось.
Старший смены контролеров отряда пограничного контроля «Алматы» прапорщик Александр Жариков, как хороший пограничник, не лишен был интуиции. В тот декабрьский день в аэропорту Алматы совершило посадку воздушное судно, направлявшееся из Болгарии в Афганистан. Как вспоминает Александр Алексеевич, офицеров не хватало, поэтому он сам занялся оформлением борта. Дверь в грузовой отсек оставалась приоткрытой, и то ли чутье тому виной, или контролерская привычка сработала, прапорщик внимательно присмотрелся и увидел ящики зеленого цвета, похоже, военные. Как бы невзначай спросил у членов экипажа, что они перевозят, те ответили, мол, сельхозтехнику.
Самолет по пути в Афганистан должен был совершить посадку в Бишкеке, но, по иронии судьбы, экипаж посадил воздушное судно в столице Казахстана. Это тоже вызывало подозрение. Получив ответ пилотов, прапорщик Александр Жариков ничего не сказал, но, не теряя времени, доложил по команде. Прибывшие сотрудники КНБ поднялись на борт и увидели ящики с маркировкой армейского образца, при этом в сопроводительных документах значилось сельскохозяйственное оборудование. В ходе совместной с сотрудниками КНБ РК проверки груза на борту воздушного судна было выявлено 39 тонн взрывчатых веществ.
«Находясь на очередном дежурстве 31 декабря, я видел, как начали разгружать злополучный борт, – вспоминает Александр Жариков. – Поначалу намеревались конфисковать и самолет, но, видимо, по каким-либо политическим каналам хозяевам судна удалось вернуть его домой.»
***
После Алматы прапорщик Александр Жариков служил на границе с Узбекистаном, затем на Кордае. В 2006 году вышел на пенсию в воинском звании «капитан».
Александр Алексеевич сегодня занимается внуками.
«Служил я Родине исправно, – говорит ветеран. – Имел поощрения, грамоты, благодарности. Я здесь родился, в Казахстане выросли мои дети, подрастают внуки.»
Бывалый пограничник может рассказать еще много историй, за годы службы в пограничном ведомстве он повидал немало. Встречались в воинских буднях разные трудности: неустроенный быт первых лет становления, слабое техническое оснащение, недостаточный опыт. Но все это компенсировалось горячим желанием достойно служить интересам Родины. Потому пограничники день и ночь начеку.