Количество терактов в мире возросло на 35 %, в минувшем году аналитики зафиксировали почти 13,5 тысяч террористических актов. Откуда приходит в мир эта зараза?
В результате социологического опроса обозначилась часть населения, наиболее подверженная психологическому воздействию через интернет. Как оказалось, доминируют в ней подростки с незрелой, неустойчивой психикой, проявлениями юношеского максимализма, высокой потребностью к групповому сплочению, игре во взрослого с оружием как инструментом власти. Мировая паутина стала использоваться для пропаганды разрушительной идеологии, ненависти и насилия, вербовки и подготовки боевиков, передачи и обмена информацией, планирования и координации преступных действий. Сообщалось, к примеру, что размещенный террористами в популярных социальных сетях призыв к вооруженному джихаду за сутки просмотрели свыше двух миллионов человек.
В нашей стране выявляются и блокируются такие материалы, однако усилия в этом направлении должны быть целенаправленными. Большую роль в пресечении пропаганды экстремизма и терроризма должно играть гражданское общество. Так как все более обостряется проблема участия граждан в боевых действиях за рубежом на стороне экстремистских и террористических организаций.
Как приходят туда наши ребята, какие методы их вербовки открыто применяются в сети интернет и какой должна быть сегодня в этом направлении грамотная профилактическая работа, рассказала журналистам нашего региона на семинаре-тренинге в КГУ ЦАРМО член республиканской информационно-пропагандистской группы, психолог Академии Комитета национальной безопасности РК, подполковник Лола Шакимова. Она прямо сказала, что в основе обнажившейся сегодня во всем мире проблемы часто лежит информационная и правовая безграмотность молодежи, незнание того, как искусно подбираются к ним вербовщики, чтобы втянуть в свои сети. А потому она детально раскрыла психологические методы рекрутства адептов в религиозно-экстремистские и террористические организации через интернет. Привела убедительные цифры и факты.
Как она сообщила, в РК в 2014-15 годах за экстремизм и террористические преступления были осуждены 82 человека, а всего в колониях за причастность к ним отбывают срок 500 человек. Анализ показал, что вовлечены они были в террористические группировки следующим образом: через мечеть — 28%, родственников — 21, друзей — 16, а вот интернет — 39! В 62% они имели зависимость алкогольную, в 27 — наркотическую, в 43 — игровую. Немало среди них тех, кого называют экстерналами, которые во всех неудачах винят государство, других людей, но не себя и переводят агрессию на ни в чем не повинных людей. Из 500 осужденных — 48% в возрасте до 35 лет, а 19% — меньше 25. В основном, это малообразованные люди, порой без среднего образования, 52% не имеют места работы, ежемесячный доход — 50-60 тысяч тенге, 38% имеют очень низкий уровень жизни, 52% не имеют собственного жилья, но сами своими усилиями не хотят ничего изменить в своей жизни.
— Эти люди склонны сходиться в группы через интернет и находящиеся в его власти, — рассказывала лектор, — многие из них маргиналы — с нестабильным социальным статусом в обществе, неуверенные, тревожные люди, имеющие проблемы в общении с окружающими и высокий уровень внушаемости, а также склонные к психологической зависимости, риску и радикальным взглядам, нередко с психическими отклонениями. У многих из них были проблемы, такие, как насилие. Они больше верят не тому, кто рядом, а виртуальному собеседнику. Одна из них Варвара Караулова — студентка философского факультета МГУ. Имея проблемы в общении, она через интернет завела знакомство и готова была выйти замуж, уехать в воюющую страну. Участились и у нас в стране случаи вербовки именно через интернет. Месяц тому назад я, как психолог, работала с 13-летней девочкой, ученицей седьмого класса, которая через интернет познакомилась с вербовщиком и хотела уехать для осуществления сексуального джихада в страны Ближнего Востока. Ее также остановили буквально у границы. Девочка оказалась из неполной малообеспеченной семьи, мама была занята личной жизнью, бабушка больна. Как же ей надо было перевернуть сознание, чтобы она на это решилась? Ей внушили: «Мы — твоя новая семья» и произошла подмена реальности, получен полный контроль над поведением, мыслями, эмоциями. Религиозные термины преподнесены в искаженной интерпретации. А в другом нашем регионе силовики предотвратили террористическую акцию с участием учеников 11-го класса. Они пропускали школу, чем занимались — никто не интересовался — ни учителя, ни родители, а ребята попали в руки радикального миссионера и их готовили стать шахидами. Авторитет их харизматичного лидера оказал разрушительное действие на их сознание.
Но когда мы стали изучать мотивацию лидеров террористических экстремистских сект, оказалось, что на первом месте у них стоит стремление к власти, на втором — деньги и только на третьем — религия, за которой они скрывали свои завышенные эгоцентрические потребности. Один из лидеров казахстанской террористической преступной группировки занимался воровством и продажей цветных металлов, днем говорил о чистоте и нравственности мусульман, а вечерами снимал проституток, пил спиртное, деньги своего джамагата тратил на дорогие машины.
Образ вербовщика трансформируется. В мечетях раньше сразу бросались в глаза такие люди: они были в коротких штанишках, странных, непривычных для нас одеждах, а вот сейчас они уже одеваются привычно, рядятся под обычного человека, ничем не выделяющегося.
Психолог подробно остановилась на том, каковы особенности людей, имеющих признаки интернет-зависимости. Впервые об этом стали говорить американские специалисты, подметив, что она присуща людям социально отдаленным, аутсайдерам, которые мало с кем общаются, только с виртуальными собеседниками, с утра до вечера находящимися в интернете. У них стирается грань между реальной и виртуальной жизнью, появляется агрессия к тем, кто их не понимает. Был даже случай, когда за то, что мать оторвала ребенка от интернета, он ее убил.
Американские психологи составили также и портрет вербовщика, это самый дружелюбный человек, делающий намеренно то, что вам нравится. С хорошей психологической подготовкой, которая ведется целенаправленно. Контакт с человеком устанавливается исходя из общности интересов, проявляя сочувствие, сопереживание, восприятие его таким как есть. Чтобы стало приятно, комфортно в общении, формировалось, как говорят психологи, состояние комплиментарного транса.
— Идет подмена реальности, религиозные термины подаются в искаженной интерпретации, — констатирует лектор, — например, тот же джихад. В Коране написано, что это борьба с внутренними пороками, радикалы же говорят, что джихад — это насилие, война, агрессия. Шахид у арабов — это человек, который идет впереди линии фронта, шахидка — это женщина, которая во время родов умерла, а ребенок остался жив, рай — говорят радикалы — основан на семи мечах, это насилие. В традиционной же нашей религии, рай — в ногах у матери, родители — это святое, с ними вы находитесь в раю. Это и есть вера наших предков, наши корни, от которых мы черпаем силу. А потому противостоять вербовке нашей молодежи в экстремистские организации можно только обращением ее к своим родным традиционным духовным ценностям. И такая профилактическая работа должна строиться всем обществом, педагогами, психологами. Предстоит, в первую очередь, сделать многое по формированию устойчивости в любой среде, нужны тренинги по выработке у наших детей высоких коммуникативных способностей, уверенного поведения. Необходимо включение в профилактическую работу всех институтов социализации личности (семья, школа, вуз, производственный коллектив), укрепление чувства патриотизма и гордости за свою страну у молодых людей, формированию у них гармонии, личностного самосовершенствования, межнациональной и межрелигиозной толерантности.
Ведь в чем ценность нашей республики? Как говорит наш Президент Нурсултан Назарбаев, эта ценность в том, что у нас есть дружба народов, в стране проживает более 140 этносов, и нам никак нельзя без согласия, в этом залог и богатство нашего государства.
Александра МЯКОТА, «Акмолинская правда»