Трагические события в Актобе превратили террористическую угрозу для казахстанцев из чего-то далекого и абстрактного во вполне конкретный и осязаемый страх. Вот только что ты ехал по своим делам на автобусе, слушая музыку с мобильного телефона, а в следующую минуту в салон врываются люди с оружием. Или ты заглянул в охотничий магазин выбрать новую удочку и получил заряд картечи в грудь. Понятно, что теракты происходили в Казахстане и раньше. Но это были события, о которых мы чаще всего узнавали пост-фактум: взрывы бомб, действия одиночек и спецоперации по уничтожению боевиков, засевших в квартире. А в Актобе, по сути, весь город оказался в заложниках у группы боевиков и стал одним большим полем боя. Какой город завтра проснется под звуки выстрелов? Политолог Аскар Нурша в интервью Today.kz назвал это опасение главным среди всех страхов казахстанцев.
«Несколько лет назад была вспышка террористических актов, но потом все стабилизировалось. И, естественно, что теперь после нового обострения поднимается вопрос — не является ли это началом серии терактов? Уже около года на фоне процессов в Афганистане, Сирии, которые связаны с организацией ИГИЛ (ДАИШ)*, и сообщений о том, что на стороне боевиков воюют выходцы из стран Центральной Азии и Кавказа, наши органы безопасности прилагали большие усилия, чтобы предотвратить возвращение боевиков в регион. Поэтому, когда происходят такие события, то надо понять – откуда эти боевики вышли?» – рассуждает эксперт.
Были ли нападавшие на оружейные магазины и воинскую часть профессионалами, прошедшими специальную подготовку, предстоит выяснить следствию. Но уже сейчас некоторые эксперты обращают внимание на то, что злоумышленники действовали достаточно согласованно и весьма решительно. В частности, политолог Талгат Калиев на своей странице в социальной сети отметил, что «оружие парни держат уверенно, двигаются без всякого сомнения».
«Дисциплина в их рядах отлажена, быстро разделились по направлениям и двинулись дальше. Судя по всему, ребята достаточно опытные. Раз они успели одновременно нашуметь в нескольких точках, операции проводили быстро, значит, они город знают хорошо. Единственным вопросом остается мотив. Они ведь не камикадзе. Значит, что-то их спровоцировало. Или их прижали какие-то нештатные обстоятельства, и они прорываются с боем. Либо получили команду нашуметь в отдельно взятом регионе и протестировать прочность нашей правоохранительной системы. Либо за ними стоят некоторые элитные группировки, преследующие свои политические цели», – пишет Калиев.
В тот же день, 5 июня, полицейские объявили, что, по предварительным данным, нападавшие были «приверженцами радикальных нетрадиционных религиозных течений». На следующий день Верховный муфтий Казахстана выступил с видеообращением, в котором подчеркнул, что боевиков нельзя связывать с исламом.
«Ислам не позволяет проливать кровь невинных людей, ислам не делит людей на религии, национальности и государства. Духовное управление мусульман не поддерживает деяния террористов. В Коране написано, что если кто-нибудь убьет человека – это считается убийством всех людей в мире. Кто идет на подобные шаги в мирное время, считается бесчестным человеком – перед законом и Всевышним», – заявил Ержан кажы Малгажыулы.
Ректор Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» поддержал мнение единоверца. В интервью Today.kz он отметил, что ислам – религия мира и терпимости.
«Ни одно общество или отдельный человек не должны притеснять и обижать других. Все это выходит за рамки дозволенного: убивать себя и окружающих людей, беспричинно проливая кровь; лишать достоинства или продавать человека как раба и так далее. Если это все становится обыденным и по этому поводу общество не принимает никаких мер, то оно губит само себя и в конце концов исчезнет. На самом деле, Аллах не любит смуту и тех, кто ее сеет. И, опираясь на это, я хочу предупредить ДАИШ и тех, кто за ними идет за террористами: вы себе же роете яму для мучений, и они настигнут вас очень скоро, потому что Аллах волен исполнить вердикт, который издал. Однако некоторые люди не знают об этом», – сказал профессор Жуда Абулгани Басюни.
Один из ведущих казахстанских религиоведов Артур Артемьев считает, что на самом деле распространенные формулировки «традиционный ислам» и «нетрадиционный ислам» в корне неверны. В качестве примера профессор приводит баптистское течение в христианстве. Некоторые считают его нетрадиционным в отличие от католицизма и православия, но баптисты давно стали неотъемлемой частью мировой духовной культуры. Поэтому эксперт делит религиозные объединения не по традиционности, а по идеям.
«Я уверен, что те, кто совершил этот теракт – представители общин, которые исповедуют идеи экстремизма, фанатизма и терроризма… Есть, конечно, чисто экстремистские и террористические течения. Например, салафизм – это изначально крайнее крыло современного ваххабизма. Но так как ваххабиты сегодня – это представители официальной религии Саудовской Аравии, они, естественно, должны держать определенную марку государственной религии. Те, кто с этим не согласен, откололись и продолжают исповедовать идеи джихада, халифата, они как раз главные, кто поставляет террористов в разные страны», – отметил профессор Артемьев.
Он напомнил, что организация ИГИЛ (ДАИШ) тоже изначально была салафитским направлением, и согласился, что ее экстремистские идеи агрессивно распространяются на территории Казахстана. О том же говорили и политологи, опрошенные 5 июня редакцией Today.kz. Расул Жумалы считает, что приоритет в борьбе с террористической идеологией должен отдаваться воспитательной стороне, потому что необходимо бороться не с последствиями, а с причинами. А Досым Сатпаев и вовсе считает, что момент упущен.
«Сейчас я наблюдаю очень опасный тренд: если раньше, еще в 1990-е, основные задержания проходили на юге Казахстана (и были редкими), позже – на западе страны, то сейчас они идут практически во всех регионах РК. Получается, что члены радикальных структур присутствуют на всей территории страны. И не только, кстати, среди молодых людей. Уже стали появляться бизнесмены и представители среднего класса. Это как раз является очень тревожным трендом, который говорит о том, что вирус радикализма и экстремизма в разных формах стал проникать в разные активные демографические, этнические, социальные группы, и это представляет определенную проблему», – рассуждает Сатпаев.
Более того, профессор Артемьер считает, что экстремистом и фанатиком может стать представитель любой конфессии. Дело не в религии, дело в самом человеке, уверен эксперт. «В принципе любой верующий может зациклиться в своем фанатизме и начинать исповедовать какие-то экстремистские идеи, вплоть до террористических», – считает Артемьев.
Чем же привлекает людей радикализм? Дело в том, что он дает простые ответы на сложные вопросы. Такая идеология говорит человеку: «С тобой все в порядке, ты – хороший, а вот те люди – плохие, все беды из-за них. Достаточно уничтожить их, и наступит счастье». И человек верит этому, потому что ему легче обвинить в своих бедах того, кто отличается цветом кожи или религией…
Председатель Общественного объединения «Конгресс религиоведов» Айдар Абуовпредложил практические шаги, которые, на его взгляд, помогут остановить распространение экстремистской идеологии в Казахстане.
«Надо запрещать домашние проповеди, закрывать групповые жамагаты, не позволять обособляться. Религия священна. Великим грехом является отступление от главных постулатов религии: не вредить, не убивать, выступать против общества, слушать того, кто знает больше и так далее. Мы призываем наших сограждан к сплочению вокруг вечных ценностных ориентиров, не поддаваться на провокации, активно участвовать в просветительских работах в священный месяц Рамазан!», – заявил Абуов.
Редакция Today.kz предлагает читателям выбрать один из вариантов ответа на вопрос «Как остановить распространение экстремизма в Казахстане?» или предложить свое решение в комментариях под этим материалом.
*ИГИЛ (ДАИШ) – террористическая организация, деятельность которой запрещена в Республике Казахстан.