АЛМАТЫ, 20 ноября. В конце августа текущего года приговором Алмалинского районного суда Алматы к различным срокам лишения свободы приговорена группа лиц по статьям 174 и 256 УК РК (разжигание религиозной вражды и пропаганда терроризма), сообщает Zakon.kz.
По версии следствия, осужденные Адилов, Нургалиев, Мынбасов, Умбеталиев, Искаков, Саматов, Абдрахманов, Сулейменов, Таурбеков, будучи приверженцами деструктивного религиозного течения «салафизм» разжигали религиозную рознь, а также занимались пропагандой терроризма.
Тем не менее, по сегодняшний день осужденными и их родственниками проведен ряд протестных акций. Так, осужденные объявили голодовку в условиях спецучреждения, а их родственники обращаются в разные инстанции, выражая свое несогласие с вынесенным судебным приговором.
Болатбек Нургалиев был осужден на восемь лет лишения свободы. Именно он основал группу в мессенджере, где обсуждались религиозные темы. Мать осужденного Сауле Нургалиева уверена, что сына осудили бездоказательно, а в чате состоящие в нем мужчины обсуждали коммерцию, хобби и быт.
По словам женщины на этот чат подписывались знакомые ее сына, которые хотели читать намаз. А ее сын в этом чате был первым администратором.
» Именно он открыл этот чат, там всего человек 10-20 в начале было. Он туда скидывал не свои лекции, не сам придумывал. Он брал лекции, которые доступны в интернете. Понимаете, я не могу сказать, но все говорят, что он «саляф». Но он ни разу нигде не сказал, что он «саляф»», – сказала Сауле Нургалиева.
Как рассказывает мать, Болатбек начал читать намаз еще в 2003 году. Ходил в мечеть, выучил арабский язык, изучал Коран. Намаз стала читать вся семья мужчины – родители, братья, жена и снохи, сын. Мать утверждает, что семья придерживается определенных запретов, женщины носят хиджаб.
«Если ты надела длинное платье, лицо закрыла, то считают – все, она не человек, надо обсуждать. Надо обсуждать тех, которые вообще ходят так, что грудь наполовину открыта, а потом говорят – насилуют этих девчат или женщин. Потому что они сами я считаю, виноваты в этом. Мужчин привлекают этим», – продолжила Сауле Нургалиева.
Стало известно, что еще один сын женщины Нургалиев Олжас и брат жены Нургалиева Болатбека – Мырзахметов Нурлыбек находятся в розыске, однако сама мать категорически отказывается отвечать на какие-либо вопросы о них.
«Это к теме не относится. Я на это отвечать не буду. Я один раз отвечала. Это не их дело, и не ваше дело, я скажу. Это никого не касается. Это ни капли не связано, это абсолютно вообще другое. Это дело мое, семейное. Я в чужую семью не лезу, и в государство не лезу. Я к одному начальнику заходила, и он меня спросил: «Вам не стыдно за своего сына?». Нет, мне не стыдно. Ни капли не стыдно», — заявила она.
В отношении Нургалиева Олжаса Дуйсенбековича, родного младшего брата Нургалиева Болатбека 27 апреля 2016 года было начато досудебное расследование по признакам статьи 257 часть 2 УК РК (участие в деятельности террористической организации). Он в 2013-2014 годах выехал на территорию Сирии и принимал участие в боевых действиях. В ходе расследования дела, действия Нургалиева-младшего переквалифицированы на статью 172 УК РК (Участие в вооруженном конфликте за пределами Казахстана). В данный момент Олжас находится в международном розыске.
Мырзахметов Нурлыбек Абдыбекович 1985 года рождения является младшим братом первой супруги Болатбека Нургалиева. Согласно источникам, до настоящего времени продолжает пребывать в рядах международной террористической организации. В отношении него также заведены уголовные дела по статьям 233-1 часть 2 (Пропаганда терроризма) и статьям 164 часть 2 УК РК (Разжигание религиозной вражды) в редакции от 1997 года. В настоящее время он находится в международном розыске по линии Интерпола по «красному» бюллетеню.
Хайсин Дастан Маратович 1982 года рождения ранее являлся приверженцем радикального ислама. Также имел связь с Болатбеком Нургалиевым. 11 января 2018 года в специализированном межрайонном уголовном суде Карагандинской области состоялось оглашение приговора по уголовному делу в отношении Хайсина Дастана, подозреваемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями 174 часть 1, 256 часть 2 УК РК. Ранее Хасин был экстрадирован в Казахстан, свою вину он признал полностью, заключил процессуальное соглашение о признании вины. Суд приговорил Хайсина к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в уголовно-исправительном учреждении средней безопасности.
Еще один осужденный, Азамат Умбеталиев, был осужден на 5 с половиной лет лишения свободы. Он также состоял в чате в мессенджере WhatsApp, который создал Нургалиев. По словам его матери, Анжелики Беляевой, он сделал перепост цитаты некоего ученого, которая якобы находится в открытом доступе.
Анжелика рассказала, что ее семья – многонациональна, члены семьи относятся к разным религиям, но ее муж и дети – сын и дочь – являются мусульманами. Дочь и сноха носят хиджаб.
Умбеталиев со школы посещал мечеть, много читал религиозной литературы. По словам матери, сын не признает свою вину. Женщина считает приговор предвзятым и не согласна с ним, несмотря на представленные в суде доказательства. По ее словам, состоящие в чате молодые люди познакомились лишь во время следствия.
По ее словам, семья готова отказаться от гражданства страны, если приговор не изменится, и уехать в Европу.
Вместе с Нургалиевым осудили еще 7 человек, но были и другие люди, которые попали под влияние его идеологии. Они находятся в местах лишения свободы.
Нурлыбек был осужден по статье 256 часть 2. Теперь, сидя за колючей проволокой, он сожалеет о том, что не отнесся серьезно к религиозным убеждениям, и считает, что нужно доносить до людей правильные знания о религии, а не те, что доступны в интернете. Там много запрещенной информации, считает он.
«Познакомился с человеком. Это была женщина, и она хотела сама никаб себе сделать. Она начала предлагать сделать видео, говорила – давай в Телеграмм скачаем, типа «комитетчики» не узнают. Вот я под эту дудку и попался», – рассказал Нурлыбек.
С Нургалиевым он встречался лишь единожды, в столовой халал в 2016 году на Курбан байрам. Но потом продолжал с ним общаться. Также Нурлыбек утверждал, что к сроку его подвела девушка, с которой он познакомился в интернете и намеревался провести неке – свадебный обряд по мусульманским традициям.
Еще один осужденный, который уже готовится к освобождению, признается, что ошибся и в трудный для себя момент оказался под влиянием деструктивного течения. Мужчина одумался, но было уже поздно – ему светил срок. Он уверяет, что его религиозные взгляды значительно поменялись в заключении. Выйдя на свободу, планирует заняться бизнесом.
По его словам, среди знакомых у него были люди, которые примкнули к международным террористическим группировкам. Многих из них, говорит он, уже нет в живых.
По мнению мужчины, причина решения уехать – не желание заработать, а недостаточные религиозные знания и неправильные убеждения.
Он уверен – в переводах Корана могут быть ошибки и неточности, лучше изучать его в оригинале, то есть на арабском языке.
«В интернете много можно что найти. Это интернет, но это не то. Потом, это всего лишь переводы, в них могут быть ошибки», – считает мужчина.
Он утверждает, что Болатбек Нургалиев, с которым он тоже знаком, обладает не совсем правильными знаниями, так как поначалу не знал язык. С ним осужденный познакомился в 2002 году на свадьбе одного из друзей.
Еще один осужденный, Болат, признался, что придерживался нетрадиционных религиозных взглядов, в частности, салафизма с 2007 года и до тех пор, пока его не посадили. Уверяет, что на сегодня понял то, что это течение далеко ушло от истинных религиозных знаний ислама, правильного понимания корана, сунны, хадисов.
» Каждый аят Корана, каждый хадис пророка Мухамеда – его нужно понимать так, как понимали ученые, которые до нас донесли эту религию», – считает мужчина.
По его мнению, в Казахстане салафизм приводит к терактам и к другим печальным последствиям. Сейчас мужчина вернулся к традиционному исламу.
С одним из заключенных, Адиловым, осужденным вместе с Болатбеком Нургалиевым, он познакомился в 2011 году, через общего знакомого – практикующего мусульманина и единомышленника. Мужчина говорит, что салафитов делят на несколько категорий – одни из них менее радикальны, но они тоже в зоне риска, так как могут перейти в другую категорию – радикальную.
Сейчас Болат уверен – нужно правильно относиться к религии, но и благодарен тому, что пришел в ислам.
» Мне кажется не стоит сейчас искать некоторые вопросы и смотреть, как живут арабские страны. У них другие религиозные школы, у них другой менталитет, уклад жизни, своя история и т.д. У нас реалии тоже другие. Поэтому надо смотреть именно на реальность сегодняшнего дня», – считает мужчина.
Как отметил теолог Аскар Сабдин, на текущий момент вопросы религиозно-мотивированного экстремизма и терроризма относятся к мегатрендам. И исследователи отмечают много факторов, которые способствуют радикализации личности. Среди этих факторов есть психологические, психиатрические, чисто религиозно-идейные, и особое место занимает вербовка в сети Интернет и в социальных сетях.
» Вот по исследованию, которое было проведено несколько лет назад среди казахстанских экстремистов и террористов было выявлено, что 40% наших радикалов были завербованы, были заражены вирусом религиозного радикализма в сети интернет и социальных сетях. Поэтому на сегодняшний момент информация религиозного характера, которую наша молодежь черпает из мировой паутины, она представляет некую опасность, и потенциально, человек, который берет знания из сети Интернет, есть вероятность, что он окажется среди этих радикалов или экстремистов. С чем связан салафизм? Салафизм в условиях Казахстана связан с утратой культурной и национальной идентичности. Салафизм связан с обвинением окружающих в неверии, многобожье, в новшествах. Салафизм ставит знак равенства между теми язычниками, которые жили во времена пророка Мухаммеда и между современными мусульманами, которых они считают естественно язычниками и еретиками», – рассказал Аскар Сабдин.
Размещая религиозные статьи, комментарии и материалы в интернете, люди, не осознают, что совершают преступления подобные Нургалиеву. Такие как он являются источником радикализации наших граждан и в последующем ломают как свою, так и судьбы других людей.