Астана. 18 мая. Подавляющая часть вносимых изменений и дополнений в законопроект о религии сформированы на основе запросов и предложений общественности страны. Так, из поступивших более чем ста предложений, учтены 80%, — заявил в интервью Zakon.kz председатель Комитета по делам религий МДРГО РК Еркин Онгарбаев.
— Еркин Ануарович, итак, свершилось. В среду, 16 мая, мажилисмены одобрили законопроект о религии, который достаточно долго обсуждался в нашем обществе. Что является главным в государственной политике в сфере религии?
— Сегодня главными направлениями государственной политики в сфере религии являются обеспечение духовной безопасности общества, защита прав и свобод граждан, недопущение использования религии в деструктивных и экстремистских целях.
При этом основными элементами политики государства в области государственно-конфессиональных отношений выступают современная законодательная база и эффективно проработанные механизмы взаимодействия государства с религиозными объединениями, неизменное укрепление светских принципов развития государства и совершенствование деятельности государственных органов, реализующих эту политику.
Позвольте напомнить, с момента обретения Казахстаном независимости политика государства в религиозной сфере, в первую очередь, была направлена на укрепление межконфессионального мира и толерантности в обществе, а также на нахождение гармоничного баланса взаимодействия между государством и религией.
На нынешнем этапе Казахстан продолжает принимать необходимые меры по сохранению стабильности, укреплению межконфессионального согласия и формированию иммунитета населения к идеологии религиозного экстремизма в любых его формах и проявлениях.
— Какие проблемы имеются в Казахстане в условиях возрастающей роли религии в обществе?
— В Казахстане, как и в других государствах постсоветского пространства, в условиях повышающейся роли религии в общественных отношениях имеются проблемы, которые касаются религиозной сферы и связаны, прежде всего, с распространением псевдорелигиозных идеологий и течений, радикализацией некоторой части верующего населения, участием приверженцев деструктивных религиозных течений в вооруженных конфликтах за рубежом, неправильным пониманием и толкованием религии некоторыми гражданами.
— В чем выражается неправильное понимание и толкование религии со стороны некоторых граждан?
— В проявлении отказа от соблюдения светских принципов в государстве, традиционных норм и правил поведения в обществе, семье и так далее.
Наличие всех этих проблем означает, что на сегодняшнем этапе развития важнейшим направлением в реализации эффективной государственной политики в религиозной сфере должны стать его правовое обеспечение и совершенствование действующего законодательства в соответствии с требованиями и вызовами времени.
В этой связи Министерством по делам религий и гражданского общества в рамках реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2017-2020 годы был разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений», который и был вчера, 16 мая, одобрен депутатами Мажилиса Парламента.
— Что, на ваш взгляд, даст этот законопроект?
— Целью разработки данного законопроекта является совершенствование национального законодательства в сфере религии, улучшение мер взаимодействия государства и официально зарегистрированных конфессий, конкретизация прав и обязанностей субъектов религиозной деятельности.
Как вы знаете, законопроект предусматривает 53 поправки в 12 законодательных актов (3 кодекса и 9 законов). По смыслу и содержанию вносимые изменения можно в целом разделить следующим образом: поправки, направленные на обеспечение верховенства принципов светских основ государства, недопущение распространения в обществе идеологии религиозного радикализма и экстремизма; поправки по определению компетенции государственных органов; поправки по определению ответственности и гуманизации административного законодательства.
С августа 2017 года законопроект действительно широко обсуждался на различных диалоговых площадках на республиканском и региональном уровнях с участием ученых и экспертов, представителей религиозных объединений и государственных органов, теологов, средств массовой информации и неправительственных организаций, дипломатических представительств и международных организаций, в том числе Офиса программ ОБСЕ в Астане и Управления верховного комиссара ООН по правам человека для Центральной Азии.
— На основе чего сформированы вносимые поправки?
— Большая часть вносимых изменений и дополнений во многом сформированы на основе запросов и предложений общественности республики. Так, например, при разработке законопроекта поступило более 100 предложений, 80% из которых были учтены.
В законопроекте содержится ряд существенных мер по улучшению ситуации в религиозной сфере. А именно, вводятся поправки, призванные исключить любую возможность использования религии в деструктивных целях. Вводятся такие новые понятия, как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм», предлагается запрет на ношение в общественных местах предметов одежды, скрывающих лицо. Также имеются нормы, направленные на совершенствование компетенции центральных и местных государственных органов при организации работы в сфере религии. Кроме того, законопроект предусматривает создание более понятных и удобных условий для деятельности религиозных объединений. К примеру, имеются нормы, направленные на смягчение требований, предъявляемых при регистрации региональных религиозных объединений.
В настоящее время для создания регионального религиозного объединения необходимо наличие местных религиозных объединений в двух и более регионах страны. Законопроектом же предусматривается, что будет достаточно наличие представителей местных объединений из одной области.
Также при разработке законопроекта учтены предложения религиозных объединений, касающиеся смягчения некоторых видов административных взысканий за нарушения законодательства в религиозной сфере. Так, в законопроекте пересмотрены и снижены размеры штрафных санкций. Более того, в рамках гуманизации административно-деликтного законодательства предлагается ввести в качестве альтернативы в санкции за административные правонарушения в религиозной сфере такой вид административного взыскания, как предупреждение.
При работе над законопроектом были изучены опыт и практика многих развитых стран мира, законодательная база европейских государств, международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан. В соответствии с замечаниями Комитета по правам человека ООН, в законопроект предлагается внести нормы по обеспечению равных прав граждан вне зависимости от отношения к религии, в том числе неверующих. Данное дополнение соответствует опыту правовых государств, где гарантируется свобода совести, в том числе свобода не причислять себя ни к одной религии.
— На что в целом направлен новый закон?
— Принятие законопроекта позволит повысить ответственность субъектов религиозных отношений при реализации своих прав на вероисповедание, минимизировать условия для использования религии в деструктивных целях.
Нормы законопроекта будут способствовать эффективной реализации государственной политики в религиозной сфере, обеспечению охраны общественной безопасности и порядка, в том числе, по вопросам, связанным с противодействием религиозному радикализму и экстремизму.
Мы уверены, что предпринимаемые государством меры по сохранению и укреплению светских принципов развития страны, межконфессионального и межэтнического согласия отвечают интересам всего казахстанского общества, а законодательные инициативы направлены на упрочение правовых норм в религиозной сфере.
Торгын Нурсеитова