НУР-СУЛТАН, 23 ноября. Все мы знаем, что в последнее время широкую общественность очень волнуют вопросы религии и традиции. Правда, можно ли рассматривать эти священные понятия раздельно друг от друга, или они являются созвучными и тождественными? Свои мнения по этому вопросу KAZISLAM.kz высказали религиозные деятели.
По словам руководителя мобильной группы №8 по профилактике и недопущению случаев религиозного экстремизма и терроризма Жениса Паримбекова, и религия, и традиции – это духовное начало, призванное объединять общество. Поэтому в общественном сознании не должно быть противоречий между религиозными принципами и традициями.
«Наши традиции и обычаи синкретированы, тесно переплетены с ценностями ислама. В каждом из них можно увидеть религиозные принципы. Простой народ может не знать, что в религии это сунна, мустахат, уажип. Но они являются одними из главных ценностей религии. А традиции – это образцы поведения, сформированные веками в соответствии с религией, структурой каждого народа и нации. Это термин, который позволяет отличать одну культурную группу от другой, упорядочивать социальные процессы», – считает руководитель группы.
По словам Ержана кажы Малгажаулы, ислам никогда не призывал и не призывает уничтожать национальные особенности, отрицать природные закономерности любого языка. Напротив, уделяет особое внимание сохранению присущих только тому или иному народу традиций и сложившихся закономерностей.
«Ошибка тех, кто рассматривает традицию и религию раздельно друг от друга, заключается в отсутствии у них знаний об истории своего народа, его языке и духовной культуре. Таким образом они становятся причиной разрушения национальной идентичности, формирующейся годами с точки зрения генетики, традиций и культуры. Привнося в казахский язык арабские или турецкие закономерности, способствуют загрязнению родного языка. Так, в орфографию и грамматику казахского языка хотят ввести «особенное новшество». Еще и считают это большим достижением и просвещенностью», – говорит Ержан Малгажаулы.
Ержан кажы отмечает повышенный интерес к религиозным знаниям в современном казахском обществе, особенно среди молодежи. То есть, подавляющую часть прихожан в мечетях составляют именно молодые люди. Так же, как людей, получивших конкретное религиозное образование. Но молодые люди из-за отсутствия должного опыта, под влиянием максимализма, часто совершают ошибки.
«Они раньше времени хотят быть шейхами. Не понимая главных целей Корана и хадисов, допускают ошибки. Обходя точные мухкамаяты, ставя во главу угла похожие муташабих аяты, они зачастую поднимают проблемы, вызывающие разногласия среди ученых. Главная причина такой ситуации – недостаточный уровень знаний у людей или халатное отношение к вопросу. На самом деле, среди них находятся и те, кто сводит на нет на протяжении веков складывающиеся ценности, культурное наследие, даже историю и современность своего народа. Знай они достаточно хорошо условия шариата, не допускали бы такие заблуждения», – говорит Ержан кажы Малгажыулы.
Как отмечает Женис Паримбеков, с годами в традиции вносятся изменения, они адаптируются к новому обществу. Традиции находятся в тесном взаимодействии с культурой, поэтому в стране с богатой культурой много традиций. Почитание к родителям, уважение к старшим, честность, справедливость, милосердие – и есть главные традиции.
«Воспитательное значение традиций весьма важное. К примеру, одно из традиций казахского народа – «уступать дорогу». Человек уступает место старшему, в доме усаживает на «төр» почетное место, то же самое и при начале трапезы. Во время пребывания за границей я был свидетелем, как иностранцы, посетившие нашу страну, были удивлены этой традиции. У них же действует принцип: «Кто первым пришел – того и место»», – говорит г-н Паримбеков.
А по мнению имама аркалыкской городской мечети «Мухтасиб Әлмұхаммед» Бектурсына Уалиева, ряды тех, кто сводит на нет испокон веков идущую традиционную религию, обычаи, кто сеет раздор, все же увеличиваются.
«Наш уважаемый Пророк (с.г.с.) говорил: «Мусульманин – это тот, от языка и от руки которого нет вреда другим людям». А сегодня, чего уж греха таить, некоторые наши братья, считая себя мусульманами-намазханами, своих родителей называют «кафирами», не садятся за один стол с ними, брезгуют своим народом, национальные традиции относят к хараму, противопоставляя сунну и традиции. Конечно, это следует рассматривать как результат их безграмотности. Не стоит из-за их мнений относиться к исламу со страхом и испугом. Это не недостатки религии, а вина человека, который неверно истолковал религию, не смог со знанием сочетать религию и традиции», – считает имам.
Исламские ученые оставили много назиданий о чести, вере, совести. К примеру, в следующем хадисе: «Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай» (Бухари, Рикак 23).
В сказаниях Ибн Аббаса Посланник Аллаха (с.ғ.с) говорил: «У каждой религии есть свой неповторимый характер. Характер ислама – предосудительность». Таким образом, совесть и честь в исламе перекликаются с назиданиями нашего народа.
Религия и традиции во все времена были созвучны друг другу. Их нельзя разъединять. Это единое, целостное явление. Если религия – это внутреннее содержание традиции, то традиции – это внешний облик религии. Поэтому, когда мы говорим о религии, то говорим о традициях, и наоборот.