АСТАНА, 09 июня. На протяжении многих лет главной задачей нашей страны является формирование безопасного общества, в котором каждый гражданин волен в выборе своей веры или же отношения к религии в целом. Но, как отмечает эксперт-религиовед Центра изучения религий города Астана Олег Синяков, сейчас как никогда важно не допустить того, чтобы религиозные взгляды казахстанцев были расценены или использованы как повод для террористических деяний. Для того чтобы более детально разобраться в вопросах «светскости» мы пригласили Олега Витальевича на интервью.
— Олег Витальевич, объясните пожалуйста понятие «светское государство».
— Казахстан является светским, правовым и демократическим государством. Светскость означает отделение института государства от института религии. То есть государство не вмешивается в дела религии и наоборот религия не вмешивается в дела государства. И только в случае, если религиозные организации или их отдельные представители нарушают закон применяются определенные меры. Каждый гражданин страны имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую из них либо не исповедать никакой. Если человек считает, что кто-то пытается против его воли ввести в религию или навязать чуждые ему мнения — он может обратиться с жалобой, на которую государство обязательно отреагирует в рамках правового поля.
— Как вы можете охарактеризовать текущую религиозную ситуацию в Казахстане?
— Религиозная ситуация в нашей стране во многом определяется специфической структурой многонационального населения. Сейчас государство ведет конструктивный диалог со всеми конфессиями несмотря на различия в вероучениях. Наблюдается значительный рост числа религиозных объединений, среди верующих есть последователи всех мировых религий. В этом плане в нашей стране наблюдается стабильный баланс. Но как мы видим, в данный момент во всем мире прослеживается одна тенденция — экстремизм и терроризм преследуют цель разрушить спокойствие и согласие в обществе, путем распространения и навязывания «своих правил игры».
— Каким образом можно понять и различить тонкую грань между традиционной культурой, религией и чуждой нашему народу идеологией?
— В Казахстане такие государственные программы, как «Рухани жаңғыру», «Мәңгілік ел» направлены на сохранение национального кода, обычаев и традиций с учетом принятия всего прогрессивного. И если государство пропагандирует почитание культурных традиций, это не означает, что данное относится и к религии. Несмотря на то, что многие обычаи казахов исторически связаны с религией не нужно смешивать все в один котел. Как говорится, нужно уметь правильно отделять зерна от плевел. К примеру, сейчас очень модно стало говорить, что у праздника Наурыз корни идут от зороастризма и поклонения культу солнца. Поэтому многие считают, что мусульмае не должны отмечать день весеннего равноденствия. Но ведь он и не является религиозным праздником – это, можно сказать, ещё один день, когда все этносы обьединяются, надевают свою национальную одежду, поют песни, танцуют и веселятся. Подобные праздники остались в традициях и культуре многих восточных народов. Или же еще один пример, к вашему вопросу: считается, что если девушка мусульманка, то она обязательно должна быть «покрытой» и совершать пятикратный намаз. На мой взгляд, это в корне неверный подход, можно даже расценить это как проявление экстремизма по отношению к другим людям — навязывание своих убеждений. А если подобное еще и сопровождается физическим воздействием, тогда уже это терроризм. Каждый человек вправе решать для себя — что для него означает религия. В этом заключается вся суть светского государства.
— Положительный опыт светскости каких стран можно использовать в Казахстане?
— В мире существует 4 формы конфессиональных отношений государства: атеистическое, светское, теократическое и клерикальное. Атеистическое — это когда официально установлен атеистический режим и другие религии подвергаются либо репрессиям, либо ущемляются. Мы можем сюда отнести такие государства, как Китай, КНДР. Вторая форма — теократическое государство, которое прямо противоположно атеистическому. Здесь есть одна официальная государственная религия. Это — Саудовская Аравия, Катар. Третья категория — клерикальное государство, в них тоже есть государственная религия, при этом существующие остальные религии не ущемляются. Такие формы практикуются в Великобритании. И есть светские государства, где религия не оказывает влияния на политику и социальное положение человека. Президентом такой страны может стать представитель любой религии и граждане светского государства, как мы уже говорили, абсолютно свободны в своем выборе. Из примеров таких государств — США, Турция, в которых сохраняется баланс интересов как верующих, так и неверующих.
— В каких направлениях Казахстану в качестве светского государства следует усилить работу?
— Я считаю, что раз наше государство движется в демократическом ключе, нужно продолжать развивать диалог со всеми религиозными конфессиями. Также необходимо повышать религиозную грамотность среди населения для того, чтобы каждый мог ориентироваться в современном пространстве. Как правило, сторонники экстремистских взглядов стараются, в первую очередь, завербовать в свои ряды молодежь, так как именно она является наиболее подверженной для вовлечения. И здесь очень важную роль играют родители, из уст которых ребенок в первую очередь черпает для себя полезную информацию Мы ведь с малых лет учим ребенка, что из рук постороннего человека нельзя брать конфету. Точно также, мы должны открыто и доступно объяснять им темы, касающиеся религии.
— Олег Витальевич, спасибо вам за выделенное время и полезное интервью.