Если в 90-е годы мы наблюдали дефицит грамотных отечественных специалистов в области религии и наши соотечественники за образованием уезжали в другие страны, то сегодня выросло поколение квалифицированных специалистов в этой сфере, которые уже сейчас могут проводить разъяснительные мероприятия среди населения, обучать наших соотечественников основам религий, которые не противоречат нашей культуре, истории и традициям, а также вести реабилитационную работу с пострадавшими от деятельности деструктивных религиозных течений. Ярким примером к сказанному является спецоперация «Жусан», где были задействованы квалифицированные сотрудники из числа теологов, психологов, религиоведов и имамов.
В результате комплексной работы с пострадавшими, которая включает оказание помощи не только религиозного, но и социального, психологического, медицинского и экономического характера, подавляющая часть прибывших людей отказалась от радикальной идеологии, часть из них перешла на светский образ жизни либо начала соблюдать нормы шариата согласно традиционному исламу.
Кроме того, в Казахстане созданы все условия для получения качественного духовного образования. В частности, в стране работают один университет и девять исламских медресе-колледжей, православная и католическая духовные семинарии.
Как известно, инициатором открытия Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» в Алматы был Елбасы Нурсултан Назарбаев, который открыл его в 1993 году, в непростых экономических условиях, по договоренности с иностранными коллегами. С начала своей деятельности в 2000 году до настоящего времени университет окреп и ведет подготовку высококвалифицированных специалистов: религиоведов, теологов, исламоведов, переводчиков арабского и английского языков, других специальностей, отвечающих требованиям времени.
По линии христианства религиозное образование можно получить в Алматинской православной духовной семинарии и в католической Межепархиальной высшей духовной семинарии в Караганде.
Все программы обучения в данных учебных заведениях соответствуют требованиям Министерства образования и науки Казахстана и сочетают в себе как светские, так и религиозные дисциплины.
Дополнительно следует отметить, что как компонент светского образования еще в шести вузах страны ведется подготовка специалистов с религиоведческим образованием: в КазНУ им. аль-Фараби, ЕНУ им. Л. Гумилева, КарГУ им. Е. Букетова, МКТУ им. Х. Яссави, Университете иностранных языков и деловой карьеры и КНПУ им. Абая.
Вместе с университетом «Нур-Мубарак» в этих вузах по государственному заказу обучаются более 1 200 студентов – будущих религиоведов и исламоведов. Таким образом, в настоящее время казахстанская молодежь, решившая посвятить себя изучению религиоведения и теологических дисциплин, имеет все возможности получить профессиональные знания у себя на родине. Министерством образования и науки, а также местными исполнительными органами выделяются образовательные гранты для отечественных студентов. Подготовка кадров в сфере религии осуществляется по специальностям «исламоведение», «религиоведение» и «теология». На 2020-2021 учебный год по данным специальностям было выделено 385 государственных образовательных грантов.
Вместе с тем, ежегодно в Казахстане по теологическим специальностям выпускаются более 500 человек, по религиоведческим – более 200 специалистов. Данные показатели говорят о необходимости проведения оценки их профессионального уровня и квалификации, а также соответствия спросу на рынке труда. Однако для проведения оценки и присвоения квалификации необходим профессиональный стандарт, как в системе здравоохранения, педагогике и т. д.
В соответствии с определением, приведенном в Трудовом кодексе Республики Казахстан, профессиональный стандарт – это стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда.
Другими словами, профессиональный стандарт – это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.
Также профессиональный стандарт призван решать ряд задач сферы управления. Например, определять потребности в работниках с определенным уровнем квалификации, оптимизировать систему оплаты труда с учетом уровня квалификации, результатов профессиональной деятельности работников, повышать эффективность системы оценки, аттестации персонала в соответствии с функциональными задачами и квалификационными требованиями, оптимизировать структуру и содержание образовательных программ и механизмов реализации образовательного процесса и организации подготовки, переподготовки и профессионального образования работников, не соответствующих требованиям профессиональных стандартов.
Кроме того, о необходимости профессионального стандарта говорил Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». Речь шла о необходимости придать импульс всей работе по созданию национальной системы квалификаций, которая будет являться «дорожной картой» или «профессиональным лифтом» для каждого вида профессиональной деятельности.
В свою очередь, профессиональный стандарт позволяет более детализировано урегулировать трудовые правоотношения, ведь в нем содержатся требования к образованию, в том числе дополнительному, опыту практической деятельности, а также структурированное описание содержания профессиональной деятельности в виде функциональной карты характеристик и обобщенных трудовых функций, представленных совокупностью конкретных трудовых функций, знаний, умений и действий.
Основная цель разработки профессионального стандарта – совершенствование образования в сфере религии, соответствие образовательных программ разного уровня и усиление целостности всей системы профессиональной подготовки, а следовательно, построения эффективной и гибкой системы, способной оперативно и адекватно реагировать на изменения в социально-экономической сфере.
Как свидетельствуют документы и материалы международных организаций, в частности Международной организации труда и Организации экономического сотрудничества и развития, национальные рамки квалификаций способствуют обучению в течение всей жизни, помогают гражданам сделать правильный образовательный и профессиональный выбор, а также гармонизируют спрос и предложение на специалистов в той или иной сфере.
Кроме того, разработку профессионального стандарта в сфере религии инициирует Духовное управление мусульман Казахстана в целях формирования кадровой политики и управления персоналом, организации обучения и аттестации работников, разработки должностных инструкций, тарификации работ, присвоения категории работникам и установления системы оплаты труда с учетом особенности их деятельности.
Также это позволит Духовному управлению мусульман Казахстана внести изменения в существующие типовые учебные планы и типовые образовательные программы, которые будут отвечать сегодняшним реалиям.
Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью заключить, что разработка профессионального стандарта позволит вывести на новый уровень как религиозное, так и религиоведческое образование и усовершенствовать их в целом в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.