АСТАНА, 22 января. В последнее время все чаще появляются сообщения об угрозах для Центральной Азии со стороны Афганистана. Эксперты говорят о многочисленных отрядах боевиков, которые жаждут прорваться через границы и создать в регионе халифат. Sputnik Кыргызстан попытался разобраться в ситуации, ответить на главные вопросы и оценить серьезность угроз для Кыргызстана.
Сколько боевиков в Афганистане?
Афганистан нередко упоминается в свете боевых действий террористических организаций против правительственных войск. По данным экспертов, официальный Кабул контролирует лишь часть страны и не всегда несет ответственность за события в некоторых граничащих с СНГ провинциях. В Афганистане действуют свыше 20 террористических группировок, в рядах которых насчитывается не менее 50 тысяч боевиков. Около 40 тысяч человек относятся к радикальному исламскому движению «Талибан» (организация, запрещенная в РК). Более того, в Афганистане уже присутствуют террористы «Исламского государства».
Как заявляла официальный представитель МИД России Мария Захарова, последние наращивают мощь в приграничных районах. Боевиков перевозят туда на так называемых неопознанных вертолетах. По мнению военных экспертов, причиной переброски террористов стал разгром основных сил ИГ(организация, запрещенная в РК) в Сирии.
Одни специалисты утверждают, что в Афганистане сегодня порядка 4,5 тысячи боевиков «Исламского государства», другие говорят о 16 тысячах, третьи — более чем о 20 тысячах. Согласно информации начальника Объединенного штаба ОДКБ Анатолия Сидорова, численность бандформирований — около трех тысяч человек, примерно половина из них действуют на востоке страны.
Количество боевиков, вставших под знамена ИГ, может быстро возрасти, если группировка увеличит финансирование. Ведь не секрет, что основным мотивом выезда граждан СНГ в Сирию (для участия в боевых действиях) было довольно неплохое жалование. Так, при вербовке кыргызстанцев террористы обещали до 10 тысяч долларов.
Чего хотят террористы в ЦА?
Хотя Кыргызстан не имеет общей границы с Афганистаном, он входит в список основных целей террористических группировок, проникающих в Центральную Азию. Как заявлял руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков, ИГ пытается создать в регионе опорный центр так называемого «халифата».
Чем опасны террористы?
Небольшое число террористов «Исламского государства» в ИРА нисколько не умаляет угрозы. Во время событий 1999 года в Баткен проникли и буквально «поставили всех на уши», по разным оценкам, от 200 до 400 боевиков.
Где боевики берут деньги?
Одной из главных статей дохода террористов является продажа наркотиков. Кроме того, их финансируют некоторые страны, поддерживающие радикальные идеи.
Реальна ли угроза из Афганистана?
Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить баткенские события, серию терактов в Казахстане, сложную обстановку в Таджикистане и Узбекистане, а также боевые действия на афганско-туркменской границе.
По мнению экс-главы Национальной гвардии КР генерал-полковника Абдыгула Чотбаева, который в советское время воевал в Афганистане, сегодня ситуация в этой стране представляет реальную угрозу не только для Центральной Азии, но и для всего евразийского пространства.
Эксперт по международным отношениям и региональной безопасности Таалатбек Масадыков, специализирующийся на афганской тематике, считает, что угрозы со стороны ИРА имеют веские основания.
По его словам, при этом часть боевиков организованно переправляется в Пакистан, а оттуда в Афганистан. Степень угрозы зависит от того, насколько будет форсироваться данный процесс. Очевидно, часть выживших террористов вернутся на родину, а среди них есть и выходцы из стран СНГ.
Опасны ли возвращенцы для Кыргызстана?
Как сообщил глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, по официальным оценкам, в Сирию из КР уехали не менее 850 радикалов, но, согласно другим данным, их число на Ближнем Востоке превышает тысячу. Всего из стран СНГ в ближневосточное государство отправились от 2,5 тысячи до 5 тысяч человек.
Есть ли «спящие ячейки» ИГ в Кыргызстане?
Предпосылки для таких утверждений имеются: убийство милиционера в Бишкеке хоть и косвенно, но связано с «Исламским государством». По сведениям правоохранителей, обвиняемый является владельцем аккаунта с флагом ИГ в одном из мессенджеров, а в ходе следствия у него изъяли соответствующие материалы.
В 2017 году террорист-смертник взорвал себя возле китайского посольства в Бишкеке. Как сообщало ГКНБ, теракт был организован международной группировкой «Джамаат таухидва джихад» во главе с Сирожиддином Мухтаровым. Эта же организация взяла на себя ответственность за взрыв в метро Санкт-Петербурга. По информации экспертов, она была создана группой экстремистов в Кара-Суу (Ошская область).
Почему террористы и радикалы нашли поддержку в ЦА?
Однако с развитием в странах Центральной Азии появились угрозы и вызовы — все «благодаря» появлению сторонников радикальных идей.
По мнению Чотбаева, причиной появления «спящих ячеек» стали откровенное попустительство и безалаберность властей во многих вопросах, в том числе религиозных.
«Еще в 1999 году говорилось о необходимости ужесточения контроля над деятельностью религиозных образований. Сегодня, к сожалению, в этом вопросе мало что изменилось. В спецучреждениях идет тайная вербовка криминальных элементов. По сути, в колониях им промывают мозги, и они выходят оттуда уже готовыми оказать поддержку террористам», — отметил генерал-полковник.
Масадыков считает, что Центральная Азия, в частности Кыргызстан, из-за высокого уровня коррупции и низкого уровня социального развития становятся «легкой добычей» для террористов.
«Социальные проблемы превращают население в противника государства и создают удобную среду для вербовки граждан боевиками. При этом слабая работа в религиозной сфере тоже дает плоды в виде популяризации радикальных идей, появления «спящих ячеек», выезда кыргызстанцев на Ближний Восток и так далее», — пояснил эксперт.
«Очевидно, что и это стало возможным благодаря коррупционной составляющей. Не секрет, что представители властных, судебных и силовых структур, в том числе пограничных, закрывают глаза на происходящее, а некоторые откровенно прикрывают преступников. Кстати, именно коррупция является одной из причин того, что террористам сегодня необязательно прорываться через границу — достаточно нелегально перейти ее», — сказал Масадыков.
Мендкович полагает, что интерес террористических организаций к Кыргызстану объясняется более слабым контролем силовых структур по сравнению с другими республиками.
По его словам, среди религиозных деятелей немало людей, которые обучались за рубежом и «заразились» экстремистскими идеями. При этом часть духовенства не отличается высокой религиозной грамотностью и просто не может эффективно вести идейную борьбу с исламистами.
«Кроме того, Кыргызстан долгое время не входил в зону риска, так как не граничит с Афганистаном. Соответственно здесь меньше, чем в том же Таджикистане, уделяли внимание поддержке силовых структур. Совокупность всех этих факторов и притягивает террористов в КР», — подчеркнул политолог.
Что делать?
Сегодня перед всем миром стоит вопрос, как уберечься от террористов. От терактов страдают люди в благополучной Европе, гремят взрывы и в США. Рецептов стопроцентной защиты от этой угрозы, к сожалению, пока нет.
«Только взаимодействуя с соседями и партнерами, можно снизить риски. Причем это должно обсуждаться и решаться на самом высоком уровне. Государствам ЦА необходимо работать на уровне спецслужб, наладить обмен информацией и, конечно, активно действовать в рамках ОДКБ, ШОС и других объединений», — сказал эксперт.Никита Мендкович считает, что следует усилить работу в религиозной сфере.
«Сегодня власти Кыргызстана пытаются повышать квалификацию представителей духовенства, но результаты этой работы пока не особо заметны. Более серьезную работу надо проводить непосредственно в мечетях, где радикалы пытаются найти поддержку у молодежи. Необходимо активное противодействие в Интернете и других видах коммуникаций, посредством которых среди кыргызстанцев вербуются новые адепты. При этом нужно обратить особое внимание на национальные меньшинства», — отметил политолог.
Он подчеркнул, что также надо усилить работу в местах лишения свободы и направить силы на дискредитацию авторитетов «воровского мира».
«Не секрет, что сегодня наблюдается некая идеализация криминальных авторитетов, их образ зачастую ассоциируется с жизненным успехом. Если возникнет такое же положительное отношение к экстремистскому и террористическому подполью, это повлечет за собой непредсказуемые последствия», — сказал Мендкович.
По словам Абдыгула Чотбаева, для снижения террористических угроз необходимо проводить мероприятия, направленные на выявление распространителей экстремистской и радикальной идеологии.
«Особое внимание нужно уделять регионам, а также всемерно противостоять вербовщикам в Интернете. Проводить разъяснительную работу среди молодежи и, конечно, взаимодействовать в этой сфере с соседними государствами», — уточнил генерал-полковник.
Надежный щит
Ежедневно узнавая о военных действиях в горячих точках, терактах или задержании предполагаемых террористов, каждый человек задумывается: а что, если завтра это произойдет и у нас? Кыргызстанцы не исключение, все мы боимся за жизнь и будущее своих детей. Возможны ли боевые действия на границах с Афганистаном? Однозначного ответа нет, но определенно известно, что эта угроза более чем реальна. Будет ли война, подобная сирийскому конфликту? Очевидно, существует и такой сценарий развития событий. Смогут ли армия Кыргызстана и ОДКБ защитить нас и наших соседей?
«Спокойная и контролируемая обстановка в этих странах — результат огромной работы, комплекса мер, принимаемых как на национальном уровне, так и в рамках организаций. При этом мы стремимся выявлять террористическую угрозу на ранней стадии. Специальные учения в Казахстане и Кыргызстане направлены на защиту от посягательств на суверенитет и территориальную целостность государств Центральной Азии», — подчеркнул Сидоров.