Недавно правоохранительные органы Узбекистана провели массовые проверки среди жителей Наманганской области с целью получения данных о потенциальных экстремистах, проживающих в настоящее время за границей.
Более 100 сотрудников правоохранительных органов приняли участие в операции, проходившей 9 ноября в Касансайском районе Наманганской области. Они проверили по списку дома тех, кто уехал за границу на заработки и до сих пор не вернулся, сообщила служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС) 11 ноября.
Власти озабочены тем, что граждане Узбекистана, выехавшие за границу на длительный срок, могут подпасть под влияние идей радикализации. Мигранты часто становятся мишенью вербовщиков экстремистов, находясь в чужой стране. В настоящее время имеется информация о том, что несколько сотен граждан Узбекистана сражаются в Сирии на стороне боевиков.
Ферганская долина является самым населенным регионом Узбекистана. Люди здесь, по сравнению с остальной частью страны, более религиозны и консервативны. Она является родной для многих экстремистов и террористов, включая группировку «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ).
В ходе операции по поиску потенциальных экстремистов в Касансайском районе сотрудники правоохранительных органов спрашивали «о тех, кто уехал в Турцию и Сирию, – сообщил корреспонденту РС/РСЕ житель Касансая, пожелавший остаться анонимным. – Спрашивали о том, кто из членов семьи уехал за границу, в какую страну, уехал сын или отец, чем они занимаются». Подавляющее большинство уехавших составляют мужчины.
По данным РС/РСЕ, подобные операции проводятся по всей стране с сентября 2016 года.
Представители Министерства внутренних дел (МВД) отказали «Каравансараю» в комментариях по поводу проводимых операций, ссылаясь на оперативную необходимость.
Особенности и история Ферганской долины заставляют власти пристально следить за происходящими здесь событиями.
Именно в Наманганской области в начале 90-х гг. Джума Намангани основал террористическую группировку «ИДУ», сказал «Каравансараю» ташкентский политолог Валерий Хан. Кроме того, в то же время в Намангане существовали и другие экстремистские движения.
«Впрочем, через несколько лет, после давления со стороны властей они исчезли, а часть боевиков последовала за [основателем ИДУ] Джумой Намангани в Афганистан», – сказал Хан.
Сам Намангани был убит во время сражения в Афганистане в 2001 г.
Постоянная угроза
Несмотря на то что последний теракт произошел в Узбекистане в 2004 году, правоохранительные органы пытаются предупредить действия вербовщиков.
«Каравансарай» ранее сообщал о деле жителя Намангана Мамаюсуфа Махмудова, который в июле был приговорен к девяти годам тюрьмы за создание экстремистской группировки, планировавшей присоединиться к «Исламскому государству Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Сирии. Остальные шесть членов группировки получили более короткий срок заключения.
Подобные операции достаточно редки в Узбекистане, потому что вербовщикам гораздо легче привлечь на свою сторону трудовых мигрантов, проживающих за рубежом.
«В Узбекистане… им приходится действовать скрытно и с большой осторожностью, – сказал Хан, добавив при этом, что трудовые мигранты в чужой стране живут «в тесных, изолированных условиях [от остального населения страны]», что облегчает задачу для вербовщиков. «Вместе с тем, трудовые мигранты в чужой стране остро чувствуют социальное расслоение, несправедливость».
Очередная операция
16 ноября в Ферганской долине органы безопасности задержали местного жителя, подозреваемого в связях с боевиками.
Подозреваемым является житель Коканда Бахтиер Хасанов. «В его доме было изъято множество патронов от пистолетов различных систем … и многое другое. [Он] является рецидивистом и ранее был уже судим четыре раза», – сообщил «Каравансараю» представитель Генеральной прокуратуры Ариф Атаджанов.
В настоящее время полиция пытается установить наличие его связей с экстремистами, добавил Атаджанов.
Политическую волю в борьбе с экстремистами проявляют и власти.
«Узбекистан решительно осуждает и никогда не примирится с теми, кто отождествляет ислам с насилием и кровопролитием», – сказал и.о. президента Узбекистана Шавкат Мирзиеёв в своем выступлении на сессии Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества (ОИК), состоявшейся в Ташкенте в середине октября, сообщили в МИД Узбекистана.
Источник: Каравансарай