НУР-СУЛТАН, 09 декабря. Почему молодые ребята идут в наркобизнес и какая капля для них становится последней в принятии такого решения. Корреспондент Tengrinews.kz выслушал истории казахстанцев, один из которых был задержан за распространение (по версии следствия), а другой уже отбывает срок за хранение наркотиков. Молодые люди согласились рассказать свои истории, чтобы предотвратить подобные случаи. Редакция изменила личные данные героев.
История первая. Арман, 25 лет
«Денег не было даже на выживание»
«У нас всегда были финансовые трудности в семье. Своего жилья не было. Я бросил учебу из-за нехватки денег, постоянно искал себе подработки. У меня были способности в одной отрасли, но то ли невезучий я, то ли что-то другое, ни одно дело до конца не довел. Без образования было тяжело.
В последние годы столкнулся с мошенничеством, из-за пандемии с бизнесом пришлось распрощаться, висело несколько кредитов, из-за которых официально меня не брали на работу. А когда работаешь в черную, у тебя и прав нет. Если чем-то недоволен, не можешь об этом заявить, работодатель держит в ежовых рукавицах. Плюс у меня была депрессия: вроде все хорошо было, и тут резко все очень плохо стало, я банкрот. Я брал отсрочки, 42 500 получил, но их не хватило. Боялся везде, что могут обмануть. Денег не оставалось даже на выживание».
Начало конца
«На протяжении двух лет мне в разных социальных сетях предлагали работу кладменом, или по-другому закладчиком. Я всегда отказывал. Писали с фейкового аккаунта: работа, гибкий график, все сказочно и красиво, при этом, чтобы не спугнуть потенциального работника, о рисках не говорили. Я понимал, что это, и всегда писал «не интересует».
А потом родители сильно заболели, нужны были деньги на дорогостоящее лечение. Единственный вариант, который пришел в голову, — это согласиться на эту «работу». С меня потребовали залог либо в виде денег, либо в виде отработки. В этой системе не любят тех, кто их обманывает. Те, кто не дают залог, присылают свои документы и адрес прописки, причем показать свою квартиру нужно на видео в прямом эфире. Вот этого я побоялся, подумал, что-то не то. Потом они просили пройти верификацию, дали инструкцию по маске, перчаткам (чтобы отпечатков не было), одежде. Все, ты — в ловушке. Чтобы курьер не подменил товар, они ограничивают его по времени».
«Они и сами опасны, и «работа» опасна»
«Человек, который со мной разговаривал, он не церемонился, его называли куратором. Потом у них есть тот, кто отвечает за технику безопасности. Стажировку проводил «лучший руководитель», он объяснял, какие приложения нужно установить. Настоящих имен их никто не знает, только псевдонимы — имена известных наркобаронов. Еще при приеме анкетирование проходишь: указываешь возраст, где живешь, есть ли возможность переехать. То есть они будут знать много личной информации, чтобы потом использовать ее в своих целях. Еще почему-то настаивают переехать в другой город. А я отказывался. Слышал, что речь идет о России. В незнакомом городе без поддержки, получается, ты у них полностью в руках оказываешься.
Они и сами опасны, и «работа» опасна. Я пошел туда на свой страх и риск, от отчаяния и безысходности, поддался соблазну.
Сам я никогда не употреблял, всегда был против этой системы и вообще был человеком старой закалки — с телефонами и новыми технологиями на «вы». Поэтому когда с ними связался, делал все медленно. Закладки нужно было либо в какую-то щель засунуть, либо закопать, либо к магниту привязать».
«Магазины работают с криптовалютой»
«Зарплату там обговаривали в российских рублях. На словах все это выглядело красиво, заманчиво, но на деле обещанных золотых гор я не получил. Меня задержали уже через несколько дней. С получением средств там большие проблемы. Я думал найти за наличные, но не нашел. Большинство магазинов работают с криптовалютой. Такой способ получения денег опасен, так как обменники контролируются полицией. И после того как ты воспользовался криптовалютой и вывел на карту средства, за тобой уже ведется слежка правоохранительными органами. К тому же у любого банкомата есть камеры.
То, что речь идет изначально о российских рублях, может говорить о том, что все это идет из России. Очень много магазинов именно российских, но есть и местные, я слышал об этом. Некоторые российские магазины уже давно на нашем рынке, и они адаптированы, знают, что здесь тенге.
И они предлагают карьерный рост: сначала кладмен, потом фасовщик — фасуешь для себя и еще для другого курьера. А еще предлагают перевозить из города в город или вообще в другую страну».
«Когда меня задержали, я испытывал стыд»
«Многие думают: кто угодно может попасться, но только не я. Это заблуждение. Попадутся все рано или поздно. Я думал, что смогу быстро уйти оттуда. Но это ловушка. Они сами говорили, что бросить можно будет в любой момент. А как только соглашаешься, на крючок к ним попадаешь. Тебя шантажируют: «Мы тебя сдадим». Все данные у них есть.
Место, где нужно оставить закладку, определяет куратор. Я плохо ориентируюсь, поэтому когда мне назвали район, я забил его в онлайн-карте, он синим цветом подкрасился, а дальше уже искал частный сектор, подальше от больших улиц, автобусных остановок и многоэтажек (там большая вероятность быть замеченным из-за окон и камер).
По инструкции между кладами нужно было отмерять сто метров. Но в том районе, где я появился, полиция начеку — там часто жители жалуются, и меня задержали сотрудники УПН.Возможно, таким образом куратор и подставил меня, чтобы не платить. Ведь на них выйти невозможно. «Телеграм», сами знаете, что за приложение — просто очистил историю, а даже если не очистил, что-то доказать будет сложно. Они постоянно открываются, закрываются, потом снова открываются. А курьеров ловят с поличным. Жильцов я тоже понимаю, там частная территория, часто ходят наркоманы и подозрительные личности. Они уже наизусть знают: либо закладчик, либо клиент.
Когда меня задержали, я понимал, что у меня нет выхода. Не спорил, понял, что попал. В тот момент я испытывал одно единственное чувство — это стыд. Взрослый человек, все ходят, смотрят, там всем все понятно было, кто я и почему меня задержали. Жители выбежали, кричали, что будут понятыми. Я просто хотел, чтобы это все быстрее закончилось и меня увезли. Признался, содействовал следствию».
«Я очень не хотел, чтобы знала мама»
«После всей этой истории мне удалось увидеться с родителями. Я очень не хотел, чтобы мама знала. Еле сдержал себя при встрече, чтобы не расплакаться. Было тяжело, так как я не помог, а, наоборот, подвел. Еще хуже сделал.
Помимо того, что все это незаконно, здесь есть и моральная составляющая. Я многих своих друзей бросил из-за того, что они употребляли, не хотел с ними связываться, пытался их отговаривать, говорил: «Вот вы губите себя». Я именно из-за этого отказывался от такой «работы» долгое время. А сейчас мне вдвойне стыдно за то, что я стал частью этого, помогал таким, как они.
Меня прижали ситуация и отчаяние, и я пошел на это. Но это меня нисколько не оправдывает. Есть куча других возможностей зарабатывать честным трудом, не переходя на сторону зла».
Напомним, что срок за распространение наркотиков по статье 297 УК РК — от пяти лет до пожизненного лишения свободы.
История вторая. Серик, 28 лет
«Меня посадили за хранение и перевозку наркотиков»
Следующий наш собеседник отбывает свое наказание в алматинском учреждении ЛА — 155/18 КУИС. Это молодой мужчина, на вид спокойный, сдержанный. Он соглашается с нами на беседу во время небольшого перерыва.
«Меня посадили за хранение и перевозку. Я не распространял, употреблял сам на протяжении 10 лет. Это была марихуана, гашиш, растения. Возможно, это было связано со стрессами по работе. Тогда я работал дизайнером и вел сразу четыре фирмы, занимался полностью их рекламной продукцией, брендированием.
Но все это отговорки, так как что может быть лучше, когда ты приходишь уставший с работы и тебе на шею вешаются дети. У меня их четверо: старшей — семь, самому младшему — два года. Меня посадили, когда ему еще и года не было (при словах о детях у Серика наворачиваются слезы).
Вообще, мне дали три года. И, конечно, первый год был тяжелым, потому что в разлуке с семьей. Это результат халатного отношения в первую очередь к самому себе и к близким».
«Мне казалось, что я умственно расслаблялся. А на самом деле у меня нарушился сон, появилась депрессия, я стал раздражительным. Ни для кого не секрет, что запрещенные препараты серьезно ломают психику, разрушают головной мозг, нервную систему, дыхательные пути. Список заболеваний бесконечен.
Сейчас трудно сказать, почему так произошло. Это круговорот, может, круг общения был такой. Задержание произошло на одном из перекрестков города, в тот момент я ехал домой. Было изъято 238 граммов марихуаны. Потом арест, суд.
Здесь я помогаю в пищеблоке: раздаю еду, помогаю с развозкой продуктов, отходов, занимаюсь овощным складом, чищу овощи, разгружаю их. Все по расписанию. Когда появляется свободное время, читаю Сидни Шелдона.
«Когда я сидел в следственном изоляторе, у меня было достаточно времени заняться самим собой. Тогда я прочитал книгу «Ключи к раю у ног родителей» и «Мир души». На мой взгляд, это те самые две правильные книги, которые дают человеку правильно себя воспитать, поставить себе какие-то цели, материализовать это все в будущем. Многие здесь начинают не то чтобы верить в Бога, они начинают больше с ним общаться».
«Я бы хотел обратиться через вас ко всей казахстанской молодежи: занимайтесь лучше своим здоровьем, никогда не употребляйте никаких веществ — ни биологического происхождения, ни синтетического. Я очень сильно раскаиваюсь.
После того как выйду на свободу, продолжу свою деятельность в полиграфии. У меня есть пара задумок по созданию рабочих тетрадей, календарей, это будет связано с моим производством, и, конечно, самое главное — постараюсь возместить свое отсутствие перед детьми, займусь их воспитанием, чтобы они не повторяли мои ошибки. Жизнь коротка, и не стоит ее тратить на бесполезные вещи».»
P.S. После выхода материала о наркотиках на нашем сайте, в котором мы рассказали об этой проблеме и проекте «Наркостоп», к общественникам поступает много звонков. По словам куратора проекта Нуржана Жакупова, люди предлагают свою помощь, разную, а кто-то, наоборот, просит о помощи, их объединила общая беда, с которой можно бороться только совместными усилиями. Финансовой поддержки у проекта нет, он существует за счет энтузиазма и поддержки неравнодушных людей.
О реабилитации наркозависимых вы можете прочитать здесь.
Информацию о наркопритоне, сбыте, употреблении и хранении вы можете сообщить анонимно, позвонив по этому номеру: +7 705 5497025.