НУР-СУЛТАН, 10 августа. Кыргызстан наряду с Таджикистаном некоторые наблюдатели считают одним из главных «поставщиков» террористов в регион. Насколько это правда попробовало разобраться агентство «AsiaIs.ru — Новости Азии«.
На линии огня
Сейчас уже мало кто помнит, что изначально терроризм пришел в Кыргызстан из Китая. Точнее — из Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР). Началось с того, что 1 мая 1998 года в Оше на юге Кыргызстана в маршрутном такси взорвалась бомба, убив двоих и ранив 12 человек. Через полтора года кыргызские чекисты арестовали по этому делу пятерых человек, из которых трое были китайскими уйгурами, состоявшими в рядах борцов за отделение СУАР от Китая, а проще — сепаратистов.
После этого в Кыргызстане прошла серия громких убийств и поджогов на рынках, о которых говорили, будто эти преступления — месть китайских уйгурских сепаратистов тем соплеменникам в КР, кто не захотел давать деньги на «джихад». В конце марта 2003 года убили и сожгли в автобусе 19 торговцев из Китая, которые возвращались из Бишкека в СУАР.
«Прославились» боевики уйгурского происхождения и убийством в Бишкеке в 2002 году китайского консула Ван Цзяньпина. Преступление раскрыли за сутки. Киллеры даже не скрывали, что состоят в организации «Шарк Азатлык Ташкилаты» (ШАТ), что в переводе с уйгурского означает «Организация за освобождение Востока»*. Кстати, в Кыргызстане местное отделение ШАТ появилось аккурат в год подписания «Шанхайской декларации» — 1996-й.
Можно вспомнить и атаку водителя-смертника на посольство Китая в Бишкеке в 2016 году. Смертник протаранил ворота посольства, заехал на 40-50 метров вглубь территории, после чего взорвался вместе с автомобилем, ранив троих человек. ГКНБ Кыргызстана позднее сообщил, что совершил теракт член запрещенной международной террристической организации «Исламское движение Восточного Туркестана»*, гражданин Таджикистана, уйгур Зоир Халилов…
…Тем не менее, данные силовых структур Кыргызстана говорят, что 80% всех осужденных в республике за экстремизм — члены запрещенной во всех странах бывшего СССР религиозной партии «Хизб ут-Тахрир»*, либо, как минимум, сочувствующие ей.
В Кыргызстан «Хизб ут-Тахрир», по данным Международной кризисной группы (ICG), появилась в начале 1995 года, хотя некоторые источники полагают, что это случилось в самом начале 1990-х годов. Другие эксперты называют появление «Хизб ут-Тахрир» в Кыргызстане результатом бегства членов этой партии из Узбекистана, тогдашний президент которого Ислам Каримов не терпел в стране вообще никакой оппозиции. Впрочем, обо всем этом еще будет речь в публикации об Узбекистане.
Политолог Нургуль Эсенаманова и научный сотрудник Института стратегического анализа и прогнозирования при Кыргызско-Российском Славянском университете Роман Вейцель, изучавшие деятельность «Хизб ут-Тахрир» в Кыргызстане, отметили много интересных особенностей.
Прежде всего, попасть под влияние этой партии может любой человек — как с высшим образованием, так и без него. Кроме того, тому, кто хочет стать «хизбутовцем», с самого начала говорят, что партия — запрещенная. И если в самом начале своего существования в «Хизб ут-Тахрир» шли люди бедные, то сейчас среди них много людей с достатком, скажем так, выше среднего. Есть даже богатые. По словам Эсенамановой и Вейцеля, самому младшему члену «Хизб ут-Тахрир» — 35 лет. Исследователи полагают, что кыргызстанцы помоложе, которые разочаровались в светском государстве, идут в салафиты или другие псевдоисламские структуры.
Также в своем учении «Хизб ут-Тахрир» не признают действующих в государстве законов и органов власти. По их мнению, единственно легитимны — божественные законы, власть от Аллаха. То есть, обращаться в органы власти «неверных» нельзя. Не тут-то было. К примеру, в 2008 году «хизбутчики» подали в Европейский Суд по правам человека жалобу на Германию.
Откровенно говоря, недовольство сложившимся после распада СССР положением дел есть во всех республиках бывшего Советского Союза. Поэтому эксперты уже не первое десятилетие рекомендуют государствам навести порядок во всех сферах жизни.
К примеру, Эсенаманова и Вейцель пишут:
«Сторонники «Хизб ут-Тахрир» часто упоминают в качестве побудительных мотивов к вхождению в данную партию коррумпированность государственного аппарата, школ и больниц, некачественное предоставление в них услуг. В партии и идеях халифата они, таким образом, ищут альтернативу сложившемуся положению».
Вообще в части причин того, почему люди уходят в религиозные эксремисты, доклад Эсенамановой и Вейцеля можно цитировать еще — там этого достаточно. Правда, те же эксперты отмечают, что популярность «Хизб ут-Тахрир» в Кыргызстане снижается. Однако запрос на справедливость остается неизменным. Поэтому недостатка в тех, кто под видом борьбы с несправедливостью будет заманивать людей под знамена террористов и радикалов в Кыргызстане не будет, даже если «Хизб ут-Тахрир» однажды испарится совсем.
Новые басмачи
«Отметилось» в Кыргызстане и «Исламское движение Узбекистана»*, которое теперь называется «Исламская партия Туркестана»* (ИПТ). В 1999 и 2000 годах тогда еще, как ИДУ, эта группировка пыталась пройти через Кыргызстан на территорию Узбекистана. Очевидной целью ИДУ тогда было, если не свергнуть президента этой страны Ислама Каримова, то устроить ему большие проблемы в узбекской части Ферганской долины. В дальнейшем вся эта нестабильность могла перекинуться на территории Кыргызстана и Таджикистана: Ферганскую долину, как известно, делят между собой все три республики.
В 1999 году — в первую Баткенскую кампанию — «идушников» выбивали с территории Кыргызстана три месяца. Погибли 20 военнослужащих и 54 были ранены. В 2000 году (вторая Баткенская кампания) боевики ИДУ напали уже на три государства сразу: на Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Потери Кыргызстана составили тогда 30 погибших и 23 раненых.
Эти вылазки боевиков осуществлялись не просто так, а с вполне конкретными целями. Как, впрочем, и последующие теракты. В дальнейшем ИДУ-ИПТ также устраивала взрывы и нападения на мирных граждан. Вообще с 1999 по 2010 годы включительно в Кыргызстане произошло 1160 актов экстремизма. Правда, не все из них совершили ИДУ-ИПТ.
И если ШАТ, «Хизб ут-Тахрир», «Байъат», «Жаннат Ошиклари», «Джамаат Таблиг»*, «Йакын Инкар»* и прочие — пришлые течения и группы, то «Жайшуль Махди» (не путать с одоименной группировкой в Ираке), которая появилась в 2008 году, считается чисто «кыргызской».
Известный теолог из Кыргызстана Кадыр Маликов рассказывал:
«Я изучал это движение по материалам после первых задержаний. Члены группировки имели канал внешней связи с российским экстремистом Саидом Бурятским, или Абу Саад Саид аль-Буряти, при рождении Александром Тихомировым — участником террористических групп, исламским проповедником и одним из идеологов северокавказского вооруженного подполья».
Саида Бурятского убили в марте 2010 года. Но идеи и последователи остались. В том числе — в Кыргызстане. Когда 7 апреля 2010 года свергали президента Курманбека Бакиева, члены «Жайшуль Махди» в тогдашней неразберихе захватили часть арсенала силовиков — пистолеты и автоматы. Позже, когда была спецоперация по захвату «махдийцев», захватили оружие, из которого 7 апреля убили одного человека на площади в Бишеке, и двоих — на юге страны во время конфликта июня 2010 года.
В том же 2010 году 12 членов «Жайшуль-Махди» задержали за организацию теракта у Дворца спорта в Бишкеке. Также их обвиняли в нападении на американца в Сокулуке и попытке подорвать здание ГУВД Бишкека. За ними также — убийство трех сотрудников Октябрьского РОВД Бишкека и бойца отряда «Альфа» во время перестрелки в селе Арашан Чуйской области…
Есть в Кыргызстане и салафиты, о наличии которых власти заявили в 2009 году. Когда встал вопрос об их запрете, столкнулись с дилеммой: что запрещать? Идеологию салафитов? Какие-то группировки салафитов? Лозунги салафитов? Тем более что не все салафиты — террористы, как мы уже писали в публикации о Казахстане. Где, к слову, стоит та же самая проблема. Запретишь салафизм, а потом, чего доброго, найдутся те, кто обвинит власти Кыргызстана или Казахстана в том, что мусульманское государство (не путать с исламским) отрицает первые три века ислама…
То же самое — и с «Джамаат Таблиг». Они запрещены везде, кроме Кыргызстана. Сами они называют себя аполитичными. Некоторые эксперты считают, что «таблиговцы» в Кыргызстане составляют серьезный противовес салафитам и «Хизб ут-Тахриру». За лояльность к «Джамаат Таблиг» Кыргызстан критикуют не только извне, но и в самой республике. Но спецслужбы уверяют, что им проще держать «таблиговцев» под контролем, чем вытаскивать их потом из подполья…
Также надо отметить главное: никакой единой террористической сети не существует ни в Кыргызстане, ни где-либо еще. Особенность как умеренных, так и радикальных исламистов — в том, что каждая их сеть существует сама по себе и очень часто ненавидит другую: как конкурентов. Известен случай, когда боевики запрещенного в каждой приличной стране ИГИЛ* обезглавили в Сирии на камеру проповедника «Хизб ут-Тахрир». Можно вспомнить и то, как там же в Сирии радикальные группировки воюют не только против ВКС России и армии Башара Асада, но и между собой…
Подведем итог. Картина в целом показывает, что Кыргызстан все годы независимости был для террористов больше «принимающей» стороной, нежели «отправляющей». Поэтому считать республику рассадником терроризма — неверно. И как бы там ни было, силовики Кыргызстана борются с терроризмом вполне успешно.
Но терроризм — это прямое следствие ошибок властей. Которые сделали все, чтобы питательная среда для терроризма никогда не иссякала. Милиция и спецслужбы не борются с причинами, да и не должны этого делать. Низкий уровень жизни, как выясняется, не единственная причина, по которой идут в радикалы. Тем более что в последние 10 лет в своей пропаганде радикальные проповедники делают упор на социальное положение людей. Последним внушают, что если светское государство погрязло в коррупции и несправедливости, значит, оно плохое, а халифат — наилучшая форма правления. Есть такие, кто этому верит. А потом — готовы во имя этого государства и убивать и умирать.
* Организация, запрещенная в Республике Казахстан