НУР-СУЛТАН, 12 марта. Боевики запрещенного в России и Таджикистане движения «Талибан» усиливаются на северо-востоке Афганистана в районе Нусай провинции Бадахшан — напротив таджикского Дарваза, пишет Sputnik Таджикистан.
Группа боевиков заняла позицию в кишлаке Хугаз, в 3 километрах от деревни Нусай, центра одноименного района. На приграничной территории насчитывается около сотни талибов. Им противостоят 250 местных полицейских, а также вспомогательные силы Минобороны Афганистана.
Пресс-секретарь 217-го армейского корпуса «Памир», спецназа Минобороны Афганистана на северо-восточной зоне Хади Джамал заявил, что в настоящее время в Нусай переброшены бойцы спецназа и солдаты Министерства обороны.
«Талибы скрываются в горной труднодоступной местности. Прячутся и исчезают. Боевые самолеты не могут их обнаружить. Местные жители не раскрывают их, опасаясь мести. Правительственные силы также воздерживаются от атаки по особым соображениям. Если будет приказ, мы уничтожим их любой ценой», — прокомментировал он.
По данным местных властей, талибы вооружены остатками «наследия» Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) 1990-х годов.
Так, в ночь с 6 на 7 марта в результате столкновений пули от Калашникова попали в здание школы и дома жителей кишлаков Рузвай и Зинарог. Обошлось без пострадавших.
По словам бывшего журналиста и жителя Рузвая Хайдаршаха Насибова, столкновения усилились между талибами и силами правительства на том берегу в последние три-четыре месяца. Иногда пули попадают на таджикскую территорию.
«Я не думаю, что они намеренно обстреливают нашу сторону. Но звуки перестрелок пугают людей. Что бы ни было, мы беспокоимся о том, как бы шальная пуля не попала в нас», — говорит он.
С ним согласен Гардиш: «Они неопытные бойцы. Им лишь бы пострелять. Это не профессионалы, поэтому пули и залетают в Таджикистан. Их цель — захватить центр района Нусай, дай Бог, у них ничего не получится», — сказал заместитель администрации.
Талибы «правили» Афганистаном с 1996 по 2001 год, но не были замечены в Нусае и по всему Бадахшану. Провинция наряду с Панджшером и некоторых частях провинций Парван и Тахар считалась базой сопротивления против «Талибана»* и объединения террористических организаций под руководством «Аль-Каиды». Но после прихода поддерживаемого США правительства Кабула ячейки талибов и их международных партнеров, таких как «Аль-Каида»*, «Исламское движение Туркестан»*, «Исламское движение Узбекистана»*, «Джамаат Ансарулла» и после появления ИГИЛ* в Ближнем Востоке группа, принадлежащая к этой террористической организации, также гнездились в Бадахшане.
Первый инцидент, известный как «резня в Бадахшане» и свидетельствовавший о появлении первых талибов в провинции, произошел 6 августа 2010 года в районе Карон и Мунджон — были убиты десять врачей Международной миссии помощи.
В том же году талибы объявили о назначении своего теневого губернатора в Бадахшане по имени Кори Фахруддин, который был убит в 2014-м и заменен Кари Фасехуддином, уроженцем района Вардудж. К 2018-му талибы в основном распространились по всему Бадахшану, но их не было в Дарвазах (историческое название пяти нынешних районов Бадахшана, расположенных по афганско-таджикской границе — ред.).
Они были моджахедами из группировки Ишана Бурхануддина, ставленника Гулбуддина Хикматяра, который в 80-х руководил боевиками в Дарвазах. В период первого президентства Ашрафа Гани их родственники, работавшие на госслужбе, были уволены. Оружие и боеприпасы, оставшиеся у них после джихада, были отобраны. Именно это заставило неприкаянных боевиков взяться за оружие и устраивать стычки с правительственными войсками.
Последней каплей стал инцидент 2015 года, когда правительство приняло решение раздать земли Сандак села Хугаз жителям Нусай. Местное население выразило вооруженный протест. Инцидент произошел, когда Кари Фасехуддин, номинальный губернатор движения «Талибан» в Бадахшане, принял командование в провинции и усилил деятельность организации.
В 2018-м небольшая группа талибов начала на таджикско-афганской границе боевые операции. Местные старейшины просили их умерить пыл, мол, мы полностью зависим от Таджикистана и если сосед закроет мост, то останемся в изоляции. Что удивительно, боевики действительно мост не тронули.
Это стало первым следствием возвращения талибов в Нусай. В 2019-м они убили нескольких человек, включая командира народного ополчения по имени Зайдулла, и начали наступления в центр региона. К ним присоединились другие недовольные люди, которые годами ждали подходящего момента для выступления.
По словам Абдугаффара Гардиш, сначала у группы не было оружия, кроме автоматов, но теперь они вооружены минометами, пулеметами ДШК и гранатометами.
«По данным наших спецслужб, большая часть их оружия — от бывших таджикских моджахедов. Оно хранилось в тайниках в нусайском селе Хуркад (оставлено во время гражданской войны Таджикистана). Талибы нашли тайники и забрали оружие», — сказал заместитель районной администрации.
Иную картину рисуют силовики в афганском Бадахшане. По их мнению, талибы Нусая подчиняются Кари Фасехуддину, который объединился с одним из крупных лидеров «Талибана», Джума Талбаном.
Вот так талибы распространяются по Крыше мира, где соединяются самые высокие точки мира — Гиндукуш, Каракорум, Куньлунь и Тянь-Шань.