НУР-СУЛТАН, 15 июня. Терроризм был и остается одной из актуальных вопросов международной повестки, исключением из правил стала только борьба с мировой пандемией COVID-19 в 2020 году, которая по степени обсуждения и текущих угроз смогла затмить тему терроризма в СМИ и социальных сетях. Однако по мнению зарубежных экспертов, пандемия обнажила многие текущие проблемы, в т.ч. кризис в экономике многих стран, где-то он ослабил, а где-то действительно пошатнул социальную и финансовую защищенность населения, что в итоге отразиться на росте преступности и участия слоев населения в деятельности различных террористических группировок. Краткий обзор очагов терроризма в мире сделал эксперт-религиовед Cерикбол Билялов, пишет KazIslam.
Согласно данным глобального индекса террористических угроз зафиксировано снижение смертей, связанных с терроризмом, однако исследователи отмечают, что террористические структуры по-прежнему остаются глобальной угрозой для человечества.
Если провести мониторинг материалов отечественных СМИ на предмет освещения событий, связанных с терактами, то большинство публикации охватывают касаются стран Азии и Африки, за редким случаем стран ЕС.
На текущий момент более 90% террористической активности составляют вооруженные конфликты, которые локализуются на азиатском и африканском континентах.
Первые ТОП-10 стран согласно данным различных международных рейтингов уже не первый год входят Ирак, Сирия и Афганистан. Именно на эти страны приходится наибольшее количество убитых и раненых как среди военного контингента, так и мирного населения. При это урон наносят как террористические группировки, так и международные силы, пришедшие в страны для их защиты от террористов (США, ЕС, Турция).
Сирия, Ирак
Одним из смертоносных для действующей власти и населения этих вышеуказанных государств представляет собой деятельность международной террористической организации ИГИЛ (ИГИЛ, ИГ, ДАИШ – организация, запрещенная в РК). Организация достигла больших масштабов деятельности в Сирии и Ирака с 2013 по 2019 годы. При непосредственной военной поддержке России, Ирана сирийским правительственным силам в 2018-2019 гг. удалось уничтожить структуру и последние оплоты ИГИЛ (Багуз).
Лишившись городов и контролируемых территории боевики запрещенной террористической организации ИГИЛ перешли на партизанский метод войны и на периодической основе организовывают теракты и партизанские засады против военнослужащих и мирного населения, уличенного в связях с властями.
Необходимо отметить, что большая часть казахстанских граждан, выехавших в Сирию, активно участвовала именно в террористической деятельности на стороне ИГИЛ.
Несмотря на предпринимаемые международной коалицией во главе с США в Ираке, террористическая деятельность боевиков ИГИЛ остается по-прежнему высокой.
Другой не менее кровавой по своей деятельности в Сирии является объединение террористических группировок Хайят Тахрир аш-Шам (далее ХТШ) (бывшая террористическая группировка Джебхат ан-Нусра – организация, запрещенная в РК). Благодаря слаженным действия правительственных сирийских войск и содействию России, ХТШ и ее подконтрольные бандформирования потеряли большинство контролируемых в Сирии территории, и в настоящее время все группируются в провинции Идлиб.
Среди входящих в состав ХТШ незаконных вооруженных формирований есть группировка боевиков из Средней Азии, преимущественно состоящих из узбеков и киргизов под названием «Катиба Таухид валь-Джихад». На счету данной группировки имеются несколько крупных терактов в России, Киргизии и Швеции.
Афганистан
Единственной угрозой для официального правительства Афганистана является международная террористическая организация «Талибан»(организация, запрещенная в РК).
Несмотря на доминирование в провинциях Афганистана боевиков Талибан, в отдельных районах страны действуют группы подконтрольные ИГИЛ, с которой воюют как правительственные войска, так и боевики Талибана.
При этом Талибан и ИГИЛ на постоянной основе организовывают теракты в столице Афганистана – Кабуле. При этом в отличие от Талибан боевики ИГИЛ также организовывают теракты против представителей других религиозных конфессий, так и мирного населения.
Йемен
Еще одним из горячих точек в Азии остается непрекращающийся военный конфликт в Йемене. Конфликт длится с 2014 года. Часть страны контролирует хуситы из шиитского движения «Ансар Алла», другую правительственные силы. Конфликт усугубился вмешательством в 2015 году коалиции стран во главе с Саудовской Аравией.
Сигналов к тому, что гражданская война в Йемене скоро подойдет к концу, не наблюдается.
В этом конфликте нашли прибежище представители террористических ячеек ИГИЛ и Аль Каида(организация, запрещенная в РК).
Африканский контингент
Несмотря на обилие существующих на африканском континенте террористических формирований, наиболее смертоносной по количеству убитых и раненых среди мирного населения по праву принадлежать группировкам подконтрольным ИГИЛ, которые действуют в Нигерии, Чаде, Мозамбике, Египте, Алжире, Сомали и Ливии несмотря на активность других террористических организаций в лице Аль Каида в исламском Магрибе, Боко-Харам и Аш-Шабаб.
В 2014 году действующая в Египте салафитская группировка «Ансар Бейт аль-Макдис» (АБМ) объявила себя связанной с ИГИЛ. В настоящее время данная группировка совершает нападения на египетских представителей власти и силовых структур, и на мирных граждан (в том числе христиан-коптов) и иностранцев (в частности, на туристов).
Наиболее критическая ситуация по борьбе с терроризмом обстоят в Нигерии, где активно действует группировка «Боко Харам», данная организация с целью смены имиджа в 2015 году присягнула на верность ИГИЛ. За последние годы жертвами «Боко Харам» стали свыше 20 тысяч человек.
В Сомали действует группировка «Аш-Шабаб», которая пытается распространить свою деятельность на территории Кении, Джибути, Эфиопии.
Ливия
С 2011 года после свержения власти Каддафи и гражданской войны в Ливии установилось двоевластие.
Страна фактически поделена между силами признанного ООН правительства Файеза Сарраджа и силами генерала ливийской армии Халифы Хафтара.
Обе противоборствующие силы не являются самостоятельными и в части финансовых вливаний и получения людской силы и военной техники находятся в зависимости от поддерживающих стран.
Так в частности силы Правительства национального согласия получают основную часть помощи от Турции, при этом ею получены значительное количество военной техники и наемников из протурецких террористических группировок из Сирии (в т.ч. из состава ХТШ и ИГИЛ), что позволило ей последнее время добиться больших военных успехов в ливийском конфликте.
Силы Ливийской национальной армии поддерживают ОАЭ, Египет, Иордания, Франция и Россия.
Война продолжается с переменным успехом с обеих сторон.
В стране также действуют различные террористические группировки, в т.ч. ячейки ИГИЛ.
Резюмируя вышесказанное необходимо отметить что большинство террористических группировок вольготно чувствуют себя там, где происходят различные локальные конфликты, гражданские войны, где в результате военного вмешательства США и других стран был привнесён хаос и упадок власти и экономики, именно эти регионы стали поставщиками новых рекрутов в ряды террористических группировок, которые теперь активно занимаются экспортом своих деструктивных идей и боевиков в другие страны.