Представители современной казахстанской молодежи все чаще становятся сторонниками радикальных течений, отвернувшись и забыв истоки традиционной религии, что оказывает дурное влияние на наше общество.
Поэтому, основываясь на принципе социального обновления, изучив духовный мир молодежи, автор видит необходимость проведения воспитательных работ.
Есть несколько явных факторов, способствующих тому, что молодежь слепо следует разным экстремистским течениям. Это незнание истории, обычаев и традиций своего народа, а также религиозная неграмотность. Человек, знающий и чтящий свой язык, менталитет, веру и историю, культуру и традиции, не позволит себе подобные ошибочные убеждения. Поэтому мы должны преподнести нашей молодежи правильную, а главное достоверную информацию, опровергающую идеологию радикализма.
Противостоять злым умыслам экстремистов и террористов, прикрывающихся знаменем ислама – наш общий долг. В выполнении этого долга должны участвовать религиозные руководители и государственные органы, члены негосударственны
Народная мудрость гласит: «Не ищи лекарство от болезней – ищи пути не заболеть». Поэтому, только культивируя в молодежи любовь к Родине, толерантность, формируя правильное понимание религии, в будущем мы сможем предотвратить экстремизм и терроризм. А закрепление межрелигиозных ценностей и предотвращение экстремизма является важнейшей задачей.
По этому поводу стоит отметить, что ответственными за проповедование всем мусульманам на территории Казахстана является Духовное управление мусульман Казахстана. Несомненно, что на все религиозные вопросы отечественные ученые выносят единогласные вердикты, исходя из основ традиционного ислама. Это значит, что мы должны узнать взгляды ДУМК относительно противоположных идеологий экстремизма.
В XI пункте платформы мусульман Казахстана о ложных течениях сказано:
ДУМК в официальном порядке порицает деятельность различных радикальных, псевдорелигиозны
Так, я посчитал нужным остановиться на основных аспектах проблемы идеи экстремизма, их 3:
1. Вопрос обучения заграницей
2. Интернет-ресурсы
3. Социальные сети и родители
Отечественные эксперты лучше заграничных псевдошейхов
По этому поводу мы остановимся на вопросах: «Есть ли польза для Казахстана в обучении молодежи за границей?», «Каков вред обучения за границей?», «Где следует получать религиозные знания?», «Какие существуют возможности для подготовки профессиональных специалистов Египетского университета Исламской культуры Нур-Мубарак?».
Не секрет, что в последние годы казахстанская молодежь получает религиозные знания за границей: в Турции, Пакистане, Египте, Саудовской Аравии, Ливане, Ливии, Сирии и т.д. Многие из них, вернувшись на Родину, трудятся на благо страны. Но не стоит забывать о том, что у каждой нации есть свой менталитет, обычаи и традиции, характерный образ жизни. К сожалению, мы замечаем неприятные явления, когда богословы, получившие образование за границей, не считаются с нашими традиционными взглядами. В итоге среди них растет стремление внедрить неприемлемые для нашего общества вероучения других стран, в которых эти люди обучались. Это приводит наше общество в растерянность.
Например, в феврале 2013 года решением районного суда «Сарыарка» признана экстремистской организация «Таблиги джамаат». Казахская молодежь, в поисках знаний направившись в Пакистан, вернулась на Родину, озвучивая лозунги таблиговцев. Молодых людей принуждали совершать трехдневные, семидневные и четырехмесячные поездки в Пакистан и Индонезию. Такие организации очень опасны.
Представители одного из подобных течений с ошибочным вероучением «Такфиризм», возвратившись из заграницы, обвиняют собственных родителей, легко выносят им приговор: «неверные», тем самым внося раздор в отчий дом. Кроме этого, они порождают разногласия, считая весь народ неверными, и под лозунгом «переселения на пути Ислама», призывают молодежь рисковать жизнью, участвуя в военных действиях в Сирии и Ливане. Но 18 августа 2014 года решением районного суда «Сарыарка» группировка «Такфир уаль-Хиджра» была признана экстремистской международной организацией, ее деятельность запрещена на территории страны. Досадно то, что на сегодняшний день существует множество ложных течений, чья деятельность не является запретной. Сколько же умников, создающих дискуссию при любом удобном случае?! Много таких, кто говорит: «Если не будешь обучаться у такого-то шейха», не то что за мусульманина – за человека тебя считать отказываюсь, нужно придерживаться пути «первоначальных»
Где корни такого бедствия?! Неужели все-таки есть необходимость учиться за границей? В чем причина данной проблемы? Одна из причин – доверчивость склоненной к подражанию молодежи с еще не сформировавшимся религиозным фундаментом. Но мы должны быть далеки от мысли совершенно не выезжать за пределы страны.
Есть ли в Казахстане религиозное образовательное учреждение?
Да, такое существует. Это Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак» — высшее учебное заведение, подготавливающее специалистов в сфере исламоведения, религиоведения, обучающее иностранным языкам (арабский-англий
Среди задач Университета Нур-Мубарак:
-
обосновать принципы Ханафитского мазхаба с теоретической и научной точки зрения;
-
привлечь специалистов по религиозным предметам на основе Ханафитского мазхаба из числа высокообразованн
ых профессоров; -
установить тесную связь между учебными заведениями и центрами ведущими изучение религиозных знаний, публиковать информацию об этом;
-
создать интерактивный интернет-портал университета.
Для инициативной молодежи, желающей получать религиозные знания, на кафедре исламоведения в университете Нур-Мубарак преподаются следующие предметы шариата: Коран, Хадисоведение, Акида, Фикх, история Ислама, Исламская философия и т.д. Преподаватели являются мастерами своего дела.
В заключение хочу сказать, что получение религиозных знаний в Египетском университете Исламской культуры «Нур-Мубарак» было бы лучшим шагом!
Могут ли ресурсы интернета служить источником информации?
Сейчас, во время развития науки и технологии, самым популярным средством передачи информации является интернет. Существует множество способов использования этой сети. Разум, психология и образ жизни современной молодежи тесно связаны с интернетом. Пока отечественные религиозные ученые ведут проповеди, практикуясь в мечетях, аудиториях и медресе, радикальные течения, неофициально пользуясь возможностями интернета, начали распространять нетрадиционную идеологию радикалов-экстре
Но через эти же сети проводится интенсивная работа по воспитанию молодежи до того уровня, когда они смогут отличать черное от белого. Государство создает программы по противодействию терроризму и экстремизму, проводятся мониторинги, исламские ученые ведут исследования, чтобы сформировать иммунитет молодежи к нетрадиционным течениям. С привлечением религиоведов начат мониторинг по оценке информации, размещенной в интернете.
Выявленные в ходе мониторинга люди, проводившие пропаганду и распространявшие экстремизм и терроризм, несут ответственность согласно уголовному кодексу РК, в разделе «о терроризме». Автора подобных публикаций соответствующие службы могут вычислить по ай-пи (IP) и привлечь к уголовной ответственности.
Одной из опаснейших террористических группировок является известная своими террористическим
Ложные течения в целях привлечения молодежи используют социальные сети: Facebook, Вконтакте, Одноклассники и др. Они днем и ночью выслеживают молодых людей, изучая их взгляды и мировоззрение, используют различные способы воздействия на их разум. Зная это, каждый ответственный родитель должен контролировать, чем занимается ребенок в сети.
Памятка родителям:
1. Для начала, родители должны сами уметь пользоваться интернетом и быть в тесных отношениях с ребенком.
2. Необходимо знать аккаунт и пароль, периодически входить и проверять, на каких сайтах он бывает.
3. Просматривать страницы в социальных сетях, записи и духовное мировоззрение.
4. В случае обнаружения экстремистских и террористских записей немедленно обратиться к психологу или религиозному специалисту.
5. Контролировать группы, на которые подписан ребенок. Обычно ложные течения распространяют свои идеи путем привлечения молодых людей.
6. Подписаться на сайты и группы, контролируемые Комитетом по делам религии (e—islam.kz) и ДУМК – (muftiyat.kz), а также установить тесную связь с официальными учреждениями.
7. В случае появления религиозных вопросов остерегаться сомнительных групп и радикальных течений.
8. Быть на связи с учеными, специалистами и экспертами.
Таким образом, мы должны противостоять экстремизму и терроризму, их распространению. Не только правоохранительн
Мы должны сформировать у молодежи иммунитет к идеологии экстремизма и терроризма, распространяемой через интернет.
Главным оружием против ошибочных идей терроризма и экстремизма являются наука и знания. Наши предки защищали родную землю, стремясь оставить своим потомкам мирное будущее и ценное духовное наследие. Однако сегодня, чтобы сохранить мир и спокойствие, молодежь должна быть в первую очередь образованной и грамотной.
Главным залогом сохранения спокойствия в стране является знание религиозных постулатов, умение отличить истину ото лжи, наличие инструментов защиты от псевдорелигиозны
Основа нашей религии лежит именно в знаниях. Ведь Всевышний Аллах в Священном Коране приказал человеку: «Читай!» (Сура «Аляк», 1 аят). Священный Коран является источником науки и мудрости, показывающим закономерности вселенной.
Каждая минута, потраченная на получение или углубление знаний – это вклад в светлое будущее нашего поколения и нашей страны. Ведь образованный человек не поддастся обману и ложным лозунгам нетрадиционных течений. Также важно не только знать, но и ограждать других от ложной идеологии, тем самым принося пользу обществу. Поэтому следует использовать информацию только из надежных источников, остерегаясь сомнительной литературы, получать знания только из источников, одобряемых учеными и экспертами.
Президент ОФ «Центра по изучению
проблем терроризма и экстремизма
в Республике Казахстан», докторант (Ph.D)
Серик ТАДЖИБАЕВ