НУР-СУЛТАН, 03 марта. Москва и Кабул 28 февраля отметили 100-летие со дня подписания Договора о дружбе. В интервью ТАСС, приуроченном к этой дате, спецпредставитель президента РФ по Афганистану, директор Второго департамента Азии МИД Замир Кабулов рассказал о перспективах вывода иностранных войск, а также целях визита делегации движения «Талибан»* в Москву.
— Межафганские переговоры в Дохе застопорились: сторонам до сих пор не удается согласовать повестку дня. На ваш взгляд, какая из сторон ответственна за отсрочку переговорного процесса? Может быть, афганцам следует рассмотреть возможность проведения переговоров на другой площадке, например в Осло или Москве?
— Несмотря на появление сообщений о возобновившихся на днях после полуторамесячного перерыва встречах переговорных команд вынуждены констатировать, что на площадке в Дохе налицо сохранение тупиковой ситуации. Мы призываем обе стороны проявить гибкость и пойти на взаимные уступки в целях продвижения национального мирного диалога. Вопрос о переносе места проведения встречи делегаций должен решаться самими переговаривающимися сторонами. Не исключаем, что в будущем идея организации одного из раундов на другой площадке, в том числе и в Москве, может стать актуальной.
— В конце января в Москве побывала делегация катарского политического офиса движения «Талибан», с которой вы провели встречу. Можно ли сказать, что талибы хотели заручиться поддержкой РФ на фоне заявлений Вашингтона о возможном пересмотре мирного соглашения?
— Мы поддерживаем с талибами регулярный контакт с целью сверки позиций с точки зрения наших возможных дополнительных усилий по содействию процессу межафганского урегулирования. Недавний визит в Москву делегации политофиса движения «Талибан» следует рассматривать именно в таком контексте. В ходе прошедших консультаций нами подтверждена важность сохранения приверженности талибов и США положениям Дохийского соглашения.
— В соответствии с мирным соглашением иностранные войска должны быть полностью выведены из Афганистана уже к маю. Насколько это реалистично, на ваш взгляд, с учетом тупика в переговорном процессе в Дохе? Нет ли у Москвы опасений, что если США и их союзники все же покинут Афганистан, это приведет к тому, что талибы попытаются взять под контроль всю территорию страны? Возможен ли, с вашей точки зрения, полный срыв сделки?
Считаем полный вывод американских войск из Афганистана к маю текущего года малореальным
Чисто технически это практически невозможно сделать. Задача США — из двух зол выбрать меньшее и, как говорится, поставить запятую в правильном месте в известном выражении «уйти нельзя остаться». Не исключаем любые сценарии в условиях неопределенности относительно возможных корректировок афганской линии США при администрации Джо Байдена. Однако мы все же рассчитываем на сохранение Дохийского соглашения в силе и приверженность обеих сторон — США и движения «Талибан» — его выполнению. Считаем этот документ важным этапом на пути достижения мирного урегулирования в ИРА. Срыв сделки был бы крайне нежелательным и отбросил бы нас на несколько шагов назад в процессе достижения устойчивого национального примирения в ИРА.
— Ранее Москва постоянно призывала к выводу иностранных войск из Афганистана, однако президент России Владимир Путин недавно заявил, что пребывание американцев в этой стране не противоречит российским интересам, а вывод контингента создаст много рисков. Можно ли сказать, что позиция РФ по вопросу американского присутствия в Афганистане изменилась и чем это обусловлено?
— Не видим здесь противоречий. Под сказанным президентом России подразумевается, что присутствие иностранного военного контингента в Афганистане на данном этапе является сдерживающим фактором против обвала ситуации с безопасностью в ИРА в условиях неспособности Афганских национальных сил безопасности (АНСБ), за подготовку которых, кстати, в течение почти 20 лет отвечали те же США и страны НАТО, самостоятельно решать в том числе задачи борьбы с международным терроризмом и наркотрафиком.
В долгосрочном же плане устранение указанных угроз безопасности как Афганистану, так и государствам региона невозможно без достижения национального примирения и устойчивого урегулирования ситуации в ИРА, одним из ключевых условий которого является полный вывод иностранных войск — основного раздражителя для вооруженной оппозиции. А после достижения мира между правительством ИРА и движения «Талибан» формирование единых силовых структур страны позволит, помимо прочего, укрепить потенциал афганского государства в борьбе с угрозами терроризма, экстремизма и наркотрафика.
— В соответствии с мирным соглашением между США и талибами санкции СБ ООН с представителей движения должны были быть сняты еще в мае 2020 года при условии запуска межафганских переговоров. Стоит ли этот вопрос сейчас на повестке дня в ООН или прогресс в переговорах, необходимый для отмены санкций, недостаточен? Располагаем ли мы данными о том, что талибы выполнили взятые на себя обязательства по разрыву связей с международными террористическими группировками, включая «Аль-Каиду»*?
— Пока контакты делегаций официального Кабула и движения «Талибан» носят подготовительный характер, они не являются началом содержательных межафганских переговоров. В этом смысле переговорный процесс еще не запущен, поэтому считаем преждевременным обсуждать вопрос снятия санкций СБ ООН с движения «Талибан».
Следует отметить, что численность боевиков «Аль-Каиды» в Афганистане, по сравнению с другими террористическими группировками, и в первую очередь ИГИЛ*, не является значительной. Кроме того, недавно руководством движения «Талибан» было распространено указание о запрете всем полевым командирам под угрозой военного трибунала принимать и держать в своих отрядах иностранных боевиков. Считаем данное обстоятельство подтверждением заинтересованности талибов в сохранении сделки с США и готовности соблюдать ее.
— Ранее вы заявили, что новая международная встреча по афганскому урегулированию может состояться до конца февраля в Москве. Определены ли уже ее даты и состав участников? Пригласит ли Москва к участию делегации Кабула и талибов?
— Вопрос проведения международной встречи по афганскому урегулированию в Москве в настоящее время прорабатывается нами совместно с другими международными партнерами. Речь идет о новом заседании расширенной тройки с участием России, Китая, США, Пакистана и, возможно, Ирана. Рассчитываем на ее созыв в скором будущем.
*Организации, запрещенные в Республике Казахстан