НУР-СУЛТАН, 30 июля. Определяющим фактором современной духовной жизни Казахстана, к счастью или к сожалению стала религия. Об актуальных вопросах религиозной сферы, а также необходимых задачах по совершенствованию государственной политики в этой сфере рассказывает известный аналитик Карипбаев Байжол Искакович в материале Kaz Islam.
Современные духовные поиски, идентификационные самоопределения во многом стали приводить к выбору религии как фактора наиболее стабилизирующего и выдержавшего испытание временем.
К счастью… Потому что религия в ее традиционном формате обозначает общечеловеческие ценности, взывает к гуманистической природе человека.
К сожалению, потому что иные формы духовных атрибутов социальности ушли на задворки общественной, а соответственно и личной жизни.
В условиях современного открытого общества социальная, духовная жизнь казахстанского общества была агрессивно атакована различными обновленными прочтениями основных канонов, аксиологических приоритетов священных писаний. Так, на нашем пространстве стали появляться импортированные духовные (а точнее бездуховные) ценности, которые никак не укладываются в наши традиционные, культурные, обычные контексты.
— Байжол Искакович что можем мы противопоставить этим нововеяниям? И надо ли что-то противопоставлять?
— Разумеется, надо. Ведь если мы не вступим в эту бескомпромиссную борьбу за души людей, за их будущее мы перестанем быть государством для народа, обществом гуманистических идеалов и установок. Конечно, надо признать, что государство не безучастно взирает на современные религиозные атрибуты жизни. На мой взгляд, создана эффективная законодательная база, а Нур-Султан давно признан столицей межконфессионального единения и диалога. И все-таки есть, на мой взгляд, проблемы, которые необходимо в срочном порядке решать. Иначе вся наша деятельность в этом проблемном пространстве теряет смысл.
— Каковы причины по которой люди попадаются в сети радикальных идеологов и готовы уехать в «горячие точки»?
— Очевидно, что многие проблемы, возникающие в системе религиозной самоидентификации человека, связаны с незнанием. Незнание становится основой неверного выбора своих религиозных симпатий. Человек несведущий часто становится жертвой проповедников-миссионеров, которые в очень доступной, порой привлекательной форме презентуют свое вероучение. И человек, незнающий, не имеющий полного представления о предмете разговора попадается в эту ловко расставленную ловушку.
Сколько известно случаев, когда молодые люди, вставшие под знамена радикальных организаций, воюющие в Сирии, горят желанием вернуться на Родину, но они уже связаны условиями договоров, контрактов, присяг и т.д. Или же их держит страх перед возможным наказанием.
Таким образом, становится понятным, что незнание и есть та благодатная почва, на которой произрастают «цветы» радикализма, агрессивного мессианства, экстремизма и абсолютизации собственных представлений.
Опыт работы нашего Консультационного центра (ОФ «Центр изучения и анализа общественных процессов») подтверждает этот вывод.
В рамках деятельности нашего Консультационного центра мы не раз сталкивались со случаями, когда воинствующее незнание превращалось в программную установку конкретного человека и он становился приверженцем той или иной религиозной организации нетрадиционного толка.
— Что можно противопоставить религиозному экстремизму, в условиях их активной пропаганды в сети Интернет?
— В таких условиях особую значимость и актуальность приобретает просветительская работы. Большая ответственность ложится на государственные органы, систему образования и науки, институты гражданского общества и т.д. Вот здесь мы как раз и сталкиваемся огромной проблемой организации этой просветительской работы в этой сложной социальной сфере.
Как должна быть организована эта просветительская работа? Каковы цели, задачи и содержание этой работы? Каковы методы достижения конечной цели? Эти вопросы и определяют проблемную интригу этой архиважной деятельности. Одной из важнейших форм просветительства в этой сфере является деятельность средств массовой информации, начиная от интернет-источников и заканчивая печатными изданиями всех уровней.
Относительно недавно Управление по делам религии по Карагандинской области провело конкурс среди карагандинских журналистов на лучшее освещение религиозной тематики. Дело очень нужное и важное. Такой конкурс по мнению организаторов должен способствовать усилению просветительской работы в регионе, актуализации этой темы. Однако жюри конкурса столкнулось с проблемой подведения итогов в том смысле, что многие журналисты не совсем правильно понимают свою задачу просвещения, освещения этих болезненных социальных вопросов. Члены жюри, познакомившись с материалами конкурса обратили внимание на тот факт, что большей частью журналисты обращали внимание на описание проводимых мероприятий в этой сфере, в основном велась хроника событий, посвященных анализу проблем религиозного воспитания, просвещения и т.д.
— Как, по Вашему мнению, журналисты должны освещать религиозную сферу, в особенности с тематикой деятельности деструктивных течений?
— Безусловно, эти мероприятия должны получить свое место на страницах газет, журналов, в радио и теле-репортажах. Но это не единственный и не главный формат работы средств массовой информации в этой деликатной сфере. Очень мало публикуется аналитических материалов, отражающих региональную специфику. Многие материалы напоминают статьи из Википедии, не отличаются оригинальностью изложения, учетом местных условий и обстоятельств. Понятно, что такого рода публикации не достигают главной цели журналистской деятельности – просвещение читательского круга в вопросах конфессиональной теории и практики.
Мы уже не раз говорили о том, что было бы неплохо ввести на страницах средств массовой информации (журналы, газеты) словари понятий: что такое салафизм?, что такое псевдосалафизм?, основные социальные контуры, предлагаемые шариатом? Кто такие «Свидетели Иеговы»?, что такое неоориенталистские организации? и т.д. Дефиниции должны быть четкими, понятными и запоминающимися. Пространные статьи-ответы на эти вопросы, как правило, читаются лишь специалистами в этой области и не привлекают внимание рядовых читателей, а ведь именно они наши потенциальные адресаты.
Одной из ошибок в системе просвещения в этой сфере, на наш взгляд, является отсутствие «иллюстраций», «зарисовок» из местной жизни. Когда на полях городских, сельских газет публикуется чисто теоретический материал, не подкрепленный фактами, примерами из местной ситуации, он (теоретический материал) может вызывать порой раздражение. Когда проблема привязана к местным условиям, местным событиям она становится более интересной и привлекательной, а значит читабельной.
Таким образом можно сделать вывод о том, что мы не в полной мере используем просветительский потенциал наших региональных средств массовой информации.
Особого внимания заслуживает деятельность информационно-разъяснительных групп (далее — ИРГ), основная задача которых, по нашему мнению, заключается в обеспечении высокого уровня просветительской деятельности в обозначенной сфере. Однако и деятельность ИРГ вызывает ряд нареканий и сомнений.
— Какие меры необходимы для совершенствования эффективности работы ИРГ с населением?
— Главной ошибкой в деятельности ИРГ является отсутствие четкой адресности. Порой в одной аудитории собирают и молодых людей и людей других возрастных категорий. Это недопустимо. Ведь для каждой возрастной, поколенческой группы нужен свой язык, своя манера общения, свой стиль изложения, свои примеры. Именно тогда слушатель почувствует обращенность непосредственно к нему, к его жизненной ситуации.
Как правило, выступление членов ИРГ сводится к чтению лекции, которая завершается обращением «Какие будут вопросы?». Это стандартная схема, но сегодня она уже не столь эффективна. Необходимо не просто вещать, а вести диалог, задавать вопросы, придавать своему выступлению дискуссионный характер, когда слушатель получает право высказывать свое мнение, предлагать свои варианты решения проблемы, тогда он приобретает и чувство ответственности за решение этих узловых вопросов, он становится частью системы, основная задача которой не допустить распространение на территории Казахстана радикалистских, экстремистских организаций. Степень эффективности таких встреч, на наш взгляд, увеличилась, если бы они сопровождались распространением различного рода раздаточных материалов – листовок, карманных брошюр и т.д.
И еще… Очень много в нашей просветительской деятельности зависит от личности лектора, выступающего. Как часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда оратор не обладает даже самыми простыми навыками публичного выступления. Его встречи монологичны, скучны, однообразны. Такие выступления, на наш взгляд, вредят основной цели просветительской деятельности. В этом смысле, необходимо более тщательно подходить к подбору кадрового состава ИРГ, организовывать курсы подготовки пропагандистов в этой области.
Управление по делам религии по Карагандинской области сегодня это динамично развивающийся, творчески подходящий к решению поставленных задач организм. Управление инициировало ряд интересных социальных проектов, ведет каждодневную неустанную работу в деле просвещения. Однако, оно не может быть нести ответственность за все поле деятельности. Наша помощь, поддержка могли бы увеличить степень эффективности этой работы, позволили бы консолидировать все государственные, общественные усилия в этом серьезнейшем деле – деле просвещения.