НУР-СУЛТАН, 08 мая. В конце 90-х годов по Кызылорде прошел слух: в Байконуре задержаны летчики, перевозившие на транспортном самолете наркотики. Называли среди наркодельцов даже полковника. Об этой нашумевшей истории пишет Sputnik Казахстан.
То ли авиатора, то ли военного с космодрома. А какие объемы наркоты якобы летали в Москву! Молва не скромничала – назывались тонны «знаменитой» кызылординской конопли.
История оказалась реальной, и дело о наркоторговле в особо крупных размерах было рассмотрено в Москве в суде. Причем все произошедшее при подробном рассмотрении казалось настолько нереальным, что через несколько лет после завершения судебного процесса на НТВ при поддержке Генеральной прокуратуры РФ об этом сняли документальный фильм «Конопляный рейс». Из цикла «Криминальная Россия». Хотя история по сути-то была международной.
Итак, Байконур, середина девяностых. Время сложное, советской космической отрасли со всей ее мощью уже не было. Россия с Казахстаном подписали договор аренды космодрома «Байконур», и появилась надежда, что снова будут пуски, а, значит, работа людям. Но до этого в короткое безвременье все быстро пришло в упадок: инфраструктура космодрома и города, коммуналка, благосостояние жителей. Если раньше город держался на военных, то теперь их здесь почти не было.
Многое надо было восстанавливать, наводить порядок. В закрытом городке, еще недавно носившем имя Ленинск, зияли пустыми окнами пятиэтажки. В брошенных квартирах, хотя в них часто не было ни тепла, ни света, а все металлическое тащили заготовители металлолома, заселялись, подчас, кто хотел. На улицах появились, как и во всех городах, базарчики. На них челноки торговали китайском барахлом. Одним из таких был старший лейтенант советской армии Андрей Лагунский. Когда военные уходили с космодрома, он подал рапорт об увольнении и остался безработным. Надо было чем-то зарабатывать на жизнь. Пока не сдохла машина, таксовал, потом на базаре торговал. Хотелось найти более доходный промысел. И он сам придумал себе занятие.
Сначала безработный бывший офицер решил заняться торговлей наркотиками в одиночку. В конце 1996 года он приобрел, как позже рассказал следователю, прямо на кызылординском базаре килограмм марихуаны и сам перевез наркотики в Москву на обычном гражданском самолете. Но в столице Лагунский никого не знал, и поэтому продать марихуану ему не удалось. Какое-то время он потолкался в районе трех вокзалов, рассчитывая сбыть наркотик действующей там группировке мнимых глухонемых. Однако те приобрести товар отказались, решив, что продавец — подстава, агент правоохранительных органов.
Не найдя покупателей, Лагунский поехал в Тулу, где в поселке Михайловка жил его знакомый цыган Василий Муховский, бывавший в Казахстане. Вместе с родственниками он имел в Туле и в области свою сеть наркоторговцев. Удачно сбыв наркотики Муховскому, Лагунский еще несколько раз сам привозил ему в Тулу небольшие партии марихуаны, но наиболее заманчивым для него все же оставался московский рынок. Нужен был надежный канал сбыта, чтобы увеличить поставки. Без поддержки тут было не обойтись, поэтому Лагунский сошелся в Байконуре с Закиром Зафаровым, владельцем популярного кафе, и его охранником Панским. Вместе они придумали надежный вид транспорта и наладили регулярные поставки кызылординской анаши в Москву.
Сначала подельники собирались перевозить наркотики поездами. Но к тому времени на границе России и Казахстана усилили таможенный контроль, и наркоторговцы решили доставлять груз на военно-транспортных самолетах, которые досматривались весьма поверхностно. Оставалось договориться с летчиками, а также создать источник крупных поставок конопли.
От Лагунского Зафаров узнал, что старший борттехник полка военно-транспортной авиации, расквартированного в Байконуре, капитан Куандык Карасакалов — страстный игрок в карты. Чтобы втянуть его в дело, Зафаров придумал хитроумный план. Он подослал к Карасакалову карточного шулера, который за вечер выиграл у него две тысячи долларов — сумму, равную зарплате летчика почти за два года. Поскольку платить капитану было нечем, Зафаров предложил отработать долг перевозками марихуаны и даже пообещал Карасакалову заплатить наличными — $200 за 10 кг перевезенных наркотиков. Продувшемуся игроку ничего не оставалось, как согласиться. Мышеловка захлопнулась — и наркотрафик заработал. Коноплю стали перевозить сразу десятками мешков.
Как установило потом следствие, до начала 1998 года с байконурского военного аэродрома в московский аэропорт Внуково-3 «перелетело» несколько сот килограммов наркотиков. Карасакалов прятал наркотики в многочисленных тайниках в самом самолете и среди различных грузов для космодрома, которыми Ан-12 был всегда забит до отказа. Летчики иногда перевозили и личные посылки военных. О том, что бортмеханик занимается контрабандой марихуаны, остальные члены экипажа Ан-12 не знали.
Нужны были надежные и постоянные поставщики товара – готовой к употреблению анаши. Летом 1997 года Закир Зафаров через Лагунского договорился об оптовых закупках марихуаны по цене $300 за килограмм с жителем недалеко расположенного аула Николаем Намом, уже судимым за наркотики. Этот Николай раньше сам поставлял коноплю в Байконур. Теперь он охотно влился в группу, почуяв масштабы сбыта зелья. Итак, Карасакалов загружал и перевозил баулы с коноплей. Охранника кафе Панского вообще поселили в Москве. Он встречал груз и обеспечивал его хранение. Лагунский обеспечивал перевозку посылок в Тулу, Муховскому. Оттуда анаша распространялась по Туле, области и Подмосковью. Так была создана устойчивая криминальная группа. Новый наркотрафик заработал. Четко, но «недолго музыка играла».
О том, что в Москву перевозят наркотики на транспортном самолете прямо с военного космодрома в Байконуре, правоохранительные органы узнали случайно. В сентябре 1997 года сотрудники военной контрразведки в космическом городке получили оперативную информацию о том, что Карасакалов за один вечер проигрывает в подпольном притоне картежников огромные суммы. Откуда такие деньги? Ведь военнослужащие тогда даже денежное довольствие получали нерегулярно. Особый отдел ФСБ по российским войскам на территории Казахстана установил наблюдение за военными авиаторами и стал прослушивать их телефонные переговоры. Как ни шифровались дельцы, сообщая, что «везут в Москву рис… по 300 долларов за кг», скоро было установлено, что борттехник с транспортника, его подельники наладили контрабандные поставки конопли на российскую территорию.
Еще через некоторое время российские контрразведчики и подключившиеся к расследованию сотрудники Главного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ГУБНОН) МВД РФ и Казахстанского УКНБ по Байконуру установили всю сеть наркокурьеров, как в Казахстане, так и в России. Но одно дело установить группу. Другое – задержать всех, кто к ней причастен, и получить доказательства криминальной деятельности. Было решено организовать так называемую контролируемую поставку марихуаны.
Вскоре контрразведчики узнали, что на днях наркоторговцы планируют перевезти крупную партию марихуаны. Рейс Ан-12 был назначен на 9 января 1998 года. Перед вылетом на борт самолета поднялись таможенники, которые и раньше досматривали транспортники, но поверхностно. Все ведь друг друга знают в небольшом городке. Кто же мог подумать, что на военном самолете, как на каком-то местном верблюде, возят наркотики! На этот раз чекисты предупредили таможенников, чтобы они были особенно бдительны. Когда поднявшиеся на борт самолета непривычно для летчиков серьезные таможенники задали именно Карасакалову стандартный вопрос «есть ли на борту контрабанда», тот сразу понял, что находится под колпаком, и показал, где спрятана марихуана.
Из специально устроенных бортмехаником тайников были изъяты приготовленные к отправке набитые «травкой» мешки и огромные клетчатые баулы — общим весом 150 кг. Задержанного Карасакалова допросили и предложили ему участвовать в операции. Прижатый к стенке, он согласился. (Позже за сотрудничество со следствием Карасакалов был приговорен только к четырем годам условно).
Как обычно, транспортный самолет Ан-12 приземлился на аэродрому Внуково-3 на отведенной ему полосе. К нему сразу подъехали на тележке двое мужчин. Они получили мешки и клетчатые сумки, не зная, что те помечены еще в Байконуре. Сотрудники ГУБНОН проследили за его получателями, и взяли всех наркодилеров, россиян — восемь человек. Еще трое участников группировки были арестованы КГБ Казахстана. Их должны были судить на родине. Разжалованным борттехником Куандыком Карасакаловым занимался военный трибунал.
В ходе следствия выяснилась интересная деталь: за некоторые партии марихуаны московские дельцы расплачивались с казахстанцами не «живыми деньгами», а иномарками, из расчета килограмм наркотика — тысяча долларов стоимости автомобиля. Машины потом перегонялись на продажу в Казахстан. Сообщалось, что некоторые иномарки числились в угоне.
Все, кому вину в преступлениях в этом деле доказали, получили свои сроки. Которые уже отсидели. Но никто из участников этой наркодрамы больше в резонансных криминальных историях замечен не был.
(Имена и фамилии героев истории изменены)