Алматы. 12 февраля. Ссылаясь на показатели религиозной ситуации в нашей стране можно четко увидеть, что религиозное сознание населения разделяется так, где часть верующих придерживается традиционных для Казахстана вероисповеданий, другая (намного меньшая) часть является приверженцами новых религиозных движений. Также есть часть населения пассивная в отношении религии, и довольно большая часть людей, позиционирующих себя атеистами.
Однако религиозное сознание может быть ложным. Зачастую люди в своем самосознании позиционируют себя в качестве верующих, имея мало оснований для этого. Во-первых, это приводит к завышению числа верующих, что не позволяет выработать адекватную стратегию в сфере религиозной политики. Во-вторых, мнимо верующие люди готовы на протест от имени религии в большей степени, в отличии реально верующих, по причине поверхностного знания религии и отсутствия в их сознании сдерживающих религиозных факторов. В-третьих, они размывают веру, делая религиозные ценности не особо важными.
Религиозность, как и другие виды мировоззрения, особенно среди молодежи, имеет довольно сложную структуру. Сама религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей и чем эрудированнее, тем более отличается терпимым отношением к представителям другого вероисповедания. При этом молодые люди больше, чем старшее поколение втянута в процесс религиозных отношений и более грамотна в вопросах религии. Именно молодежь отмечает, что в Казахстане имеются или могут появиться экстремистские религиозные организации, а также факт существования конфликтов внутри ислама.
На сегодня основную обеспокоенность у населения вызывают три фактора: сильное влияние внешнего фактора, активизация деятельности деструктивных религиозных течений и проблема религиозного экстремизма. Причину появления этих проблем многие связывают как с внутренним, так и с внешними обстоятельствами.
В целом религиозную ситуацию в Казахстане можно описать как спокойную и стабильную. Однако изначально толерантное население в условиях огромного многообразия религиозной сферы может оказаться в разных лагерях и стать носителями чуждых ценностей. Тогда уровень религиозной напряженности может возрасти в зависимости от внешних дестабилизирующих религиозно-политических сил на территории Казахстана. Отдельные регионы любой страны, не исключая нашу, в силу этнических и религиозных особенностей вполне могут стать центрами напряженности, и религиозные процессы могут обрести этническую окраску.
Что касается мировоззренческих вопросов, то в последнее время можно увидеть повышение интереса молодежи к новым религиозным культам и движениям, преимущественно зарубежного происхождения. Этот фактор привел к тому что Казахстан стал заполняться различного рода нетрадиционными религиозными течениями, что привело к факту многообразия религиозной сферы.
На сегодняшний день не проблема религиозного экстремизма может стать доминирующим явлением, а их огромное многообразие, что приведет к закономерному соперничеству различных религиозных течений и движений, раздирающему духовные основы общества. Мы также должны учитывать, что международный терроризм располагает мощными экономическими ресурсами и для достижения своей цели использует любые уязвимые факторы. Многое определяют социальная среда и политические элиты, использующие верующих и свои народы в политических интересах; важен экономический вопрос.
Нуржан Акжан, специалист РОО «Контртеррористический комитет»