Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Какие упущения приводят к чудовищным поступкам подростков?

АСТАНА, 14 февраля. Сегодня страну шокировала весть из Петропавловска, где девятиклассник пронес в школу топор и ранил трех человек. Для нас это беспрецедентный случай, но в мире, в том числе соседней России, нападения в учебных заведениях нередки. Zakon.kz пытался найти закономерности в разных трагедиях.

Утром 13 февраля 15-летний учащийся одной из школ Петропавловска, как обычно, пришел на уроки. Вот только, вместо учебников и тетрадей, в его рюкзаке ждали своего часа топор и нож.

Как несовершеннолетний в принципе смог пронести такой арсенал на территорию учебного заведения? Ответ на этот вопрос уже есть. Как рассказала нашему корреспонденту завуч оказавшейся в эпицентре скандала СШ №4, здание не может похвастаться ни турникетами, ни металлоискателями. Есть камеры и «визуальный осмотр детей». Проще говоря, сотрудники поглядывают в сторону входной двери, дабы не пропустить посторонних. А «свои» могут пронести сюда, что угодно.

В любом случае, подросток беспрепятственно прошел внутрь, поднялся на второй этаж, зашел в туалет, по некоторым данным, надел маску и, будучи вооруженным, вышел в коридор. Итог предсказуем – ранены трое детей, двое из которых находятся в больнице с колотыми ранами.

По следам ЧП тут же появились сообщения о том, что нападавший стоял на психиатрическом учете и страдал якобы от депрессии. Запомните этот факт, он нам еще пригодится.

Горький опыт

Самый известный пример нападения на школу, позже нашедший отражение в фильмах, книгах и музыкальных произведения – Колумбайн. В апреле 1999 года в американском штате Колорадо двое учеников старших классов с обрезами наперевес прошлись по «родной» школе и убили 13 человек, еще 24 ранили. После чего совершили самоубийство. Один из преступников принимал антидепрессанты. Что особенно устрашает, у двух подростков-изуверов нашлись последователи, которые пытались подрожать на них в ходе организации собственных нападений.

В прошлом году к пожизненному заключению был приговорен другой преступник — «пермский стрелок» Тимур Бекмансуров. 20 сентября 2021-го он открыл стрельбу по студентам и преподавателям Пермского государственного национального исследовательского университета и в итоге лишил жизни шесть человек. До трагедии кровавыми планами парень успел поделиться с подписчиками в соцсетях. Пока шли судебные разбирательства, некоторые эксперты вменяли Бекмансурову психопатию, сам подсудимый тоже настаивал на своей невменяемости, но суд не согласился с озвученными доводами и признал его вменяемым.

7 февраля текущего года в российском городе Химки пятиклассница ударила свою одноклассницу ножом – 100 раз, как пишут местные СМИ. Версии приводились разные. По одной из них, причиной поножовщины стал затяжной конфликт между девочками. По другой, они дружили, но поссорились, не поделив мальчика. Кто-то и вовсе винил в случившемся известную онлайн-игру. Родители нападавшей в беседах с журналистами утверждали, что не замечали за ребенком никаких странностей. Мол, дочь была общительной и доброй, занималась спортом. Вместе с тем некоторые телеграм-каналы, ссылаясь на слова одноклассников девочки, описывали ее как замкнутую и отчаянно желавшую подружиться со своей будущей жертвой.

Заметить вовремя

Теперь вернемся к петропавловскому инциденту и объясним, почему зацепились за данные о душевных недугах малолетнего агрессора. Данный аспект видится нам общим знаменателем немалого количества преступлений, в том числе в учебных стенах.

Причем люди сведущие подчеркивают, что ментальные нарушения нередко дают о себе знать именно в подростковом возрасте. Казалось бы, первая линия реагирования на «не такое» поведение ребенка — школа, где он проводит больше всего времени и вступает в коммуникации как со сверстниками, так и со старшими. Однако…

По словам психолога кризисного центра Салтанат Маусеитовой, школьных психологов, во-первых, мало — один-два человека на ораву детей. Во-вторых, их компетенция все еще вызывает вопросы.

Что характерно, подобного мнения о коллегах, занятых в образовательных учреждениях, придерживается не только Маусеитова. Ранее другие спикеры объясняли корреспондентам: туда идут работать кадры со специальностью «педагог-психолог» — он может преподавать, а не консультировать. Плюс проблема конфиденциальности: директор и любой проверяющий орган может «стрясти» с такого специалиста сокровенные тайны ребенка. Вы бы доверили ключ — с правом передачи?

«Конечно, в первую очередь, мы должны говорить о школьных психологах. Но также мы должны говорить еще и о предметниках, классных руководителях. Они нуждаются в тренингах, направленных на развитие эмпатии, умения распознавать детские настроения. Я понимаю, что нагрузка высока, но вопрос стоит очень остро. У ребенка была депрессия? Депрессия не протекает бесследно – у нее всегда есть симптоматика. Если ребенок не посещает школу, вяло себя ведет во время занятий, плаксив, имеет нарушения аппетита, сна, перепады настроения, нужно сразу «бить в колокола», направлять к психологу, а то и к психиатру. Здесь нужно говорить о повышении квалификации психологов и психиатров», — считает Салтанат Маусеитова.

Она также обмолвилась, что «дети с классической депрессией обычно не являются такими агрессивными». То есть, возможно, у мальчика с топором есть дополнительная клиника.

Ментальное здоровье, отмечает спикер, нуждается в заботе не меньше физического. Посему помощь должна быть доступной, бесплатной — что-то вроде системы ОСМС.

Психотерапевт Сергей Скляр взглянул на ситуацию под другим углом.

«Агрессия является одной из ответных реакций на окружающую среду. Она может носить как защитный характер, так и характер активного воздействия на внешнюю среду. К сожалению, мир не становится менее агрессивным со временем, и детская жестокость – это, прежде всего, проявление взрослой жестокости. В каждом конкретном случае агрессивность ребенка, тем более с такими тяжелыми последствиями, нужно рассматривать индивидуально. Но, к сожалению, нет единой меры, которая бы могла со 100-процентной гарантией нам дать предотвращение таких случаев. Ни одна страна от этого не защищена. Та работа, которая ведется в школах, необходима и важна. Но нагрузка несоизмерима с объемом поставленных перед ними задач», — сказал Сергей Скляр.

Свою лепту вносит и стигматизация психических расстройств, в общем, и обращения за помощью, в частности, уверен Скляр. Порой дети вынуждены настаивать на обращении к специалисту — родителей же пугает перспектива постановки на учет и общественного осуждения.

К слову, после ЧП в Петропавловске во всех школах страны проведут проверки безопасности. Но даже в утопичном варианте будущего, где ответственным лицам удастся создать для ребят оранжерейные условия, защитить от всех внешних опасностей… Кто защитит их от опасностей внутренних?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: