Бишкек. 26 июня. ИГИЛ (запрещена в Казахстане и многих других странах) захватил приграничный с Туркменистаном район Афганистана
О захвате района боевиками ИГИЛ сообщают депутаты регионального совета провинции Джовузджан. По их словам, в настоящее время между правительственными войсками и боевиками идут вооруженные столкновения, в результате чего тысячи семей были вынуждены покинуть свои дома.
Местные чиновники сообщают о том, что в рядах ИГИЛ воюют боевики «Исламского движения Узбекистана», которые обосновались в провинции вместе с семьями.
«Они обучают местных боевиков военному делу и осуществляют нападения на правительственные войска», — рассказал пресс-секретарь администрации провинции Джовузджан Мухаммет Гапуры.
Стоит отметить, что районный центр провинции Джовузджан и несколько государственных учреждений на севере Афганистана впервые перешли в распоряжение боевиков ИГИЛ. Три из десяти районов этой провинции граничат с Туркменистаном.
По разным оценкам сейчас на территории Афганистана близ туркменской границы дислоцируются пятитысячный контингент экстремистов, в числе которых боевики ИГИЛ и «Исламского движения Узбекистана».
Учитывая этот факт, официальный Ашхабад всерьез обеспокоен вероятностью резонансных диверсий с территории Афганистана. Вероятнее всего они могут произойти на участках транснациональных газопроводных магистралей. Целью боевиков может стать нанесение ущерба экономическим интересам России и Китая в центрально-азиатском регионе.
Ввиду сокращения захваченных территорий в Сирии и Ираке ИГИЛ наращивает потенциал для проникновения в Центральную Азию. К такому выводу международные эксперты приходят, исходя из того, как развивается ситуация на Ближнем Востоке в целом и в Сирии с Ираком в частности.
«Если смотреть на обстановку в общем контексте, то мы увидим, что глобальные игроки ведут работу по перемещению эпицентра нестабильности именно в сторону Кыргызстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, Казахстана и далее в направлении Синьцзяня. Т.е. Центральная Азия входит в «горячую фазу. Это, конечно, не говорит о том, что сирийский вопрос закроется. Просто острая фаза конфликта перейдет в хроническую тлеющую фазу, и весь этот хаос начнет смещаться в нашу сторону», — отмечает эксперт в области международных отношений Марс Сариев.
Усугубляет ситуацию тот факт, что сохраняется негативная тенденция к закреплению в регионе «Исламского государства», эмиссары которого ведут агитационно-пропагандистскую работу, нацеленную на центрально-азиатское население.
Стоит отметить, что в зоне сирийского конфликта и в Ираке сегодня находятся тысячи выходцев из Центральной Азии. Весьма настораживающей является тенденция к увеличению их числа.
«Не секрет, что в Сирию и Ирак и с Кавказа уезжают, и из Кыргызстана, и из Узбекистана, и из Таджикистана, и из Казахстана. А сегодня китайские эксперты говорят о том, что и китайские дунгане начали уезжать в Сирию. Это очень плохая тенденция для самого Китая, потому что традиционно в зоне риска находились уйгуры, а теперь дунгане-мусульмане стали вступать в ряды ИГИЛ. И это очень тревожный звонок», — отмечает эксперт по вопросам религии Икболжон Мирсайитов.
По возращении они, как правило, укрепляют местное банд-подполье, вербуя в ряды боевиков своих соотечественников и создавая новые спящие ячейки. Словом, «возвращенцы» становятся потенциальным внутренним источником нестабильности с внешним управлением, который в нужный момент могут использовать третьи силы.
«Есть все основания полагать, что граждане, по сути, прошедшие террористическую подготовку и подвергшиеся идеологической обработке в последствии могут быть использованы третьими силами, как против своих стран, так и против соседей. Мы должны быть к этому готовы, и иметь весь арсенал превентивных мер. Органам государственной власти важно работать на упреждение, особое внимание уделить выявлению и пресечению каналов финансовой и ресурсной поддержки банд подполья, вскрывать его связи с зарубежными террористическими группировками и спонсорами», — подчеркивает депутат ЖК КР Бахадыр Сулейманов.
Сегодня можно говорить о том, что боевики уже практически вплотную подошли к рубежам ОДКБ. С начала июня на афганской территории вблизи границы Таджикистана ведутся бои между правительственными войсками и талибами.
«То, что сейчас происходит на границе Афганистана и Таджикистана, где наблюдается скопление боевиков и, вероятнее всего, это даже не Талибан, а именно сменившие дислокацию отряды ИГИЛ, очень тревожно. Если боевики преодолеют кордон, то уже здесь внутри региона они смогут соединиться с многочисленными спящими ячейками, что в итоге может привести к непредсказуемым последствиям», — уверен Марс Сариев.
Между тем власти Таджикистана называют ситуацию стабильной и считают, что сегодня нет необходимости выдвигать на границу дополнительные войска и технику. Таджикские силовики уверяют, что на таджикско-афганской границе достаточно собственных сил и средств на случай обострения ситуации.
Пока фактов попытки незаконного перехода или прорыва границы Таджикистана с Афганистаном не зафиксировано. Сдерживающим фактором распространения влияния талибов сегодня служит ОДКБ. К такому выводу пришел директор Центра стратегических исследований Таджикистана Худоберди Холикназар, исходя из бесед с влиятельными чиновниками Исламской Республики Афганистан (ИРА).
«В северных афганских провинциях считают, что высокий потенциал ОДКБ, существенно сдерживает экспорт нестабильности из Исламской Республики Афганистан в Центральную Азию», — отмечает таджикский эксперт.
В свою очередь, руководство ОДКБ и стран Центральной Азии осознает высокую степень возникшей угрозы, в связи с чем и предпринимаются адекватные действия.
«Учения проводятся. Усиливаются базы. Перебазирована, в том числе, и дальняя авиация. Поближе к возможным очагам обострения ситуации в Таджикистане перебрасывается тяжелая техника. Так же проводятся операции по выявлению банд-формирований, которые могут просочиться на территорию Центральной Азии», — рассказывает Марс Сариев.
Между тем, в Кыргызстане сохраняется угроза дестабилизации ситуации. Так на недавнем антитеррористическом форуме стран ЕАЭС, прошедшем в Бишкеке, Секретарь Совета Безопасности КР Темир Джумакадыров сообщил, что в 2016 году в ходе проведения антитеррористических мероприятий были ликвидированы 3 члена международной террористической организации, к уголовной ответственности за экстремизм и терроризм привлечено 95 человек, а также предотвращено 17 терактов по республике. Глава Совбеза подчеркнул, что терроризм – это уже не потенциальная, а вполне реальная угроза.
«Только за первое полугодие текущего года были нейтрализованы два боевика, которые вернулись из зоны боевых действий в Сирии и готовились к проведению террористических актов на территории Кыргызстана», — отметил глава Совбеза.
По мнению экспертов, угроза террористических атак на Кыргызстан возрастает еще и в связи с предстоящими выборами президента, которые пройдут в стране осенью этого года. Действующий президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев на протяжении всего своего срока придерживается про-российского и про-евразийского внешнеполитического курса, о чем всегда открыто и заявляет. Так, во время своего официального визита в Москву, глава Кыргызстана заявил, что некие силы пытаются «демонизировать» Россию, ложно обвиняя ее во «всех грехах».
«Россия – это центр дружбы, это страна, которая несёт только хорошее, светлое, как бы некоторые силы в мире ни пытались представить ее в образе какого-то демона. Это глупости, которые порой доходят до смешного. Я сегодня могу с уверенностью сказать, что Владимир Владимирович никогда ничего плохого ни одной стране не пытался сделать. А как раз, наоборот. Мы хорошо понимаем причины многих его решений. Поэтому, те, кто обвиняет Россию или президента России в нагнетании обстановки, просто не смотрят в зеркало. Если бы они посмотрели в зеркало, они бы увидели истинного виновника всей этой напряжённости в мире», — подчеркнул президент Кыргызстана.
При этом эксперты отмечают, что геополитические игроки не преминут воспользоваться тем, что Алмазбек Атамбаев покидает свой пост, и привести к власти политика менее ориентированного на сотрудничество с Россией и странами ЕАЭС. В этой связи, выборы могут стать своего рода детонатором ситуации в республике.
«Вероятность того, что будет попытка дестабилизировать обстановку в стране довольно высока. Потому что ставки очень высоки: будет Кыргызстан и дальше развиваться в формате Евразийского экономического союза, либо страна резко изменит курс. Есть игроки, заинтересованные в том, чтобы развернуть республику вспять», — отмечает Марс Сариев.
Не секрет, что на геополитической арене у Евразийского экономического союза много противников. Так, в одном из интервью Хилари Клинтон, говоря о ЕАЭС, заявила, что «США не допустят возрождения Советского Союза». Собственно, ее слова отражают общее отношение Штатов и Европейского Союза к Евразийскому объединению, основным стержнем которого является Российская Федерация.
В этой связи очевидно, что через Кыргызстан и Центральную Азию в целом, геополитические игроки пытаются «достать» именно Россию. Так некие силы активно транслируют в интернет-пространстве лозунги, в которых призывают мусульман к действиям против Российской Федерации за то, что она вмешалась в сирийский конфликт. Контент сообщений, их тираж и конкретная целенаправленность говорят о том, что это не стихийный месседж, подхваченный пользователями соцсетей, а хорошо спланированная и форсируемая антироссийская кампания экстремистской направленности.
Так или иначе, но сегодня и Центральная Азия, и Россия находятся в зоне повышенной угрозы со стороны террористических и экстремистских организаций, нацеленных на создание хаоса, руководят которыми глобальные игроки, желающие единолично управлять миром.
Наталья Лобанова
Источник: Region.kg