Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Заблудиться может каждый

Астана. 26 декабря. Если посмотреть статистику подавшихся за «раем и справедливостью» в Сирию казахстанцев, то можно увидеть, что сейчас этой тенденции подвержены все слои населения: обеспеченные и малоимущие, малограмотные и высокообразованные, мужчины и женщины. Даже отличное от ислама вероисповедание — не страховка от того, что человек завтра не станет религиозным монстром-ревенантом. Единственное, пожалуй, заметное ограничение — возрастное: 90% попавших в сети псевдорелигиозных течений — молодые люди от 18 до 30 лет.

— На начальном этапе не каждый салафит-ваххабит — экстремист. Но каждый экстремист в свое время перенес идеологическую деструкцию, — считает известный общественный деятель, председатель ОО «Нұрлы бiлiм» Рустем Сыздыков. — Для трансформации сознания верующего необходимо снабдить человека соответствующей информацией, дать установку, внедрить в сознание определенную конструкцию. С помощью нее происходит запуск программы самоуничтожения, которая приводит к печальным последствиям как в масштабах одной семьи, так и общества, государства и целого региона, как мы наблюдаем это на примере Ближнего Востока — в частности в Ираке, Сирии, Ливии.
Происходит это через искаженную интерпретацию некоторых коранических аятов, которые вербовщики намеренно трактуют в радикальном формате салафитско-ваххабитских ученых петрогосударств Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт и т.д.), чтобы сформировать у адептов извращенно-первертивное вероубеждение (акида) и в последующем манипулировать их сознанием. Есть несколько основных ученых, которые распространяют в интернете свои проповеди, около 10-15 авторов (Ибн Таймия, Абдуль-Ваххаб, Ибн Кайим, Ас-Саади, Аль-Фаузан, Ибн Усаймин, Ибн Бааз и т.д.) и их книги с соответствующими установками («Три основы», «Четыре правила», «Ат-Таухид», «Дружба и непричастность» и т.д). Этим материалом пользуются идеологи течения салафия-ваххабия.

— Каким образом им удается завоевать доверие новых адептов?

— В молодежной среде они делают акцент на авторитетные личности, которые в свою очередь могут собрать вокруг себя солидную аудиторию. Это могут быть лидеры в студенческой среде, предприниматели, спортсмены, акыны, певцы и т.д. Вербовщики выбирают общие площадки для времяпрепровождения: приглашают их в донерную, кафе, посещают вместе спортивный зал, зовут на пятничные намазы. Далее, становясь носителями деструктивных идей, эти активные люди и сами начинают массово распространять данную идеологию. Посредством социальных сетей (WhatsApp, Telegram, различные мессенджеры) адепты рекомендуют своим друзьям послушать двух-трехминутные аудио- и видеопроповеди, раздают брошюрки. После того, как человек погрузится в идею, ему не нужен ни авторитетный друг, ни идеолог. Он сам начинает искать определенных авторов, находит их во всемирной сети, слушает их проповеди. В сознании личности происходит запуск необратимых процессов — примитивизация мышления, упрощение понятийного аппарата, руководство к агрессии, насилию.

— Чем же так привлекательны эти идеи?

— Человек начинает все больше думать о бренности земного существования и о перспективе вечной жизни, которая представляется радикалами как награда за земные подвиги во имя большой идеи. Для того чтобы попасть в рай в загробной жизни, человек должен отказаться от устоявшихся ценностей, пренебрегать законом, родственными связями, дружбой и любовью во имя «истинных» идеалов. Немаловажное значение в этом процессе имеют уровень безработицы и коррупции в стране. Идеологи течения салафия-ваххабия пользуются подобными пробелами, которые есть, пожалуй, в любом государстве.
Манипулируя сознанием, вербовщики уверяют, что политическая конструкция государства, законодательства не соответствует истинным ценностям, отсюда социальная несправедливость. Ради светлой идеи очистить мир от несправедливости можно пожертвовать чем угодно, в том числе и своей жизнью. В первую очередь деструктивному влиянию подвержены жертвы социального неравенства: безработные, приезжие из сельской местности.
Вместе с тем среди носителей идей течения салафия-ваххабия есть и довольно образованные, вполне обеспеченные люди. Искаженная религиозная информация меняет ценностные ориентиры. Уже не важны материальные блага, общественное признание и карьерный рост как раньше, главное — добиться места в раю. Квалифицированные специалисты, в том числе государственные служащие, являются наиболее привлекательной добычей для вербовщиков, нежели неопытная молодежь. К примеру, среди военнослужащих ситуация если не критическая, то тревожная. Только на территории Карагандинской области было выявлено 6 представителей офицерского состава — приверженцев течения салафия-ваххабия. Среди них есть даже кадровый штабной офицер.

— Какие, по вашему мнению, необходимы меры, чтобы остановить распространение деструктивных идей?

— По мнению главы недавно созданного Министерства по делам религий и гражданского общества Нурлана Ермекбаева, в Казахстане достаточно законодательных норм в Административном и Уголовном кодексах, чтобы пресекать распространение деструктивных идей любого толка. Мы прекрасно понимаем, что религиозно мотивированный насильственный экстремизм — явление интернациональное и многофакторное. Значит, меры противодействия тоже должны быть многовекторными: законодательно-запретительными, информационно-разъяснительными, социально-экономическими.
Как показывает практика, основным инструментом профилактики радикализации общества является запрет любой пропаганды (публичной, латентной) самого ксенофобского, радикального вероучения, а также догматических принципов течения салафия-ваххабия. Вот где должна наступать ответственность! По мнению экспертов ДУМК, запрет салафизма не повлечет за собой автоматический отказ от его убеждений, но будет крайне затруднено и ослаблено привлечение новых адептов, что позволит Казахстану в максимально короткий срок сократить рост рядов салафитов-ваххабитов в несколько раз.

— Что страшнее, по вашему мнению, угроза терроризма или исламофобия, которую провоцирует деятельность псевдорелигиозных организаций?

— Анализ трендов показывает, что мировые и отечественные медиа-ресурсы навязывают стереотип: ислам — это религия террора, хотя ислам является религией, призывающей к миролюбию и терпимости. К сожалению, действительность такова, что неосведомленные в религиозных вопросах слои населения судят об огромной общине традиционных мусульман по поступку группы людей, которые относят себя к исламу, но на самом деле являются последователями нетрадиционного радикального течения.
Некоторые граждане негативно относятся к внешним признакам религии ислам — наличие бороды, хиджаба и так далее, но смею заверить, это происходит лишь по причине отсутствия знаний основ традиционной религии. А ведь каждый гражданин должен знать, в чем заключаются концепции традиционных религий и чем они отличаются от деструктивных течений.
Наряду с этим многие религиозные деятели — религиоведы, исламоведы, политологи, разного рода эксперты, не обладают достаточно глубокими религиозными знаниями. Поэтому необходимо повышать религиоведческую грамотность населения, это поможет сформировать толерантное, миролюбивое, гуманное религиозное сознание и иммунитет против агрессивных радикальных вероучений.

— На что должны обращать внимание окружающие, чтобы не допустить радикализации подрастающего поколения и молодежи?

— Нужно учесть, что молодой человек, увлеченный подобными идеями, начинает меняться как ментально, так и внешне. В его речи проскальзывают новые слова религиозного смысла. Особенно надо насторожиться, если они повторяются очень часто. «Уверовавшие» перестают проводить по лицу руками после молитвы или приема пищи, как это принято в нашем традиционном исламе и согласно казахским национальным обычаям. Странное поведение сопровождается появлением длинной бороды, укороченных брюк, женщины начинают носить черные одеяния — это признаки того, что молодежь отходит от национальных моральных и религиозных традиций. А происходит это опять же из-за слабой просветительской работы о традиционном исламе. Поэтому всем гражданам страны нужно быть религиозно грамотными и постоянно следить, где, от кого и какую религиозную информацию получают ваши дети, близкие, друзья.

Нина Крамер

Источник: «Индустральная Караганда»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1 Comment Already

  1. Platelet count and bleeding times are the most frequently used tests that reflect platelet function viagra doesn’t work

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: