АСТАНА, 06 февраля. Двадцать лет назад, 6 февраля 2004 года, террорист-смертник совершил теракт, приведя взрывное устройство в действие, в вагоне поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и Павелецкая» Замоскворецкой линии Московского метрополитена, тогда в результате трагедии погибли 42 человека, еще 250 человек пострадали, передает РИА Новости.
Утром, в 8.32 6 февраля 2004 года, террорист-смертник привел в действие взрывное устройство в вагоне поезда на перегоне между станциями «Автозаводская» и Павелецкая» Замоскворецкой линии столичного метрополитена. Сразу после взрыва во втором вагоне начался пожар пятой (самой высокой) степени сложности. Третий вагон оказался сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен тоннеля. Тогда в результате теракта погибли 42 человека (в том числе сам боевик), еще 250 человек пострадали.
Взрыв был такой силы, что взрывная волна достигла головы первого вагона, помяла дверь в кабину машиниста и выбила одно из лобовых стекол в кабине. Машинист Владимир Горелов применил экстренное торможение, а также сообщил диспетчеру о внештатной ситуации и попросил обесточить контактный рельс. Также Горелов открыл все двери состава и сообщил по громкой связи пассажирам, чтобы они следовали из тоннеля в сторону станций «Автозаводская» и «Павелецкая». После этого он принял участие в спасении пассажиров.
В одном из вагонов ехал офицер МЧС Сергей Кавунов, который организовал эвакуацию пассажиров в сторону «Автозаводской» и пресек малейшие проявления паники. Очевидцы сообщали, что, несмотря на сильное задымление в тоннеле, эвакуация проходила достаточно организованно и без паники.
Первую помощь пострадавшим оказывали пассажиры поезда, которые не потеряли самообладания и четко среагировали на создавшуюся ситуацию и на ту рекомендацию, которую машинист поезда передал по системе «пассажир-машинист».
9 февраля 2004 года был объявлен в Москве днем траура в память о погибших в результате теракта в метро.
Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества.
Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх.
Год спустя после совершения теракта в вестибюле станции «Автозаводская» московского метро установили мраморную доску с именами погибших.
По факту трагедии было возбуждено уголовное дело по статьям 205 («терроризм») и 105 («убийство») Уголовного кодекса РФ. Дело расследовала ФСБ.
В ноябре 2006 года в Московском городском суде начался процесс над обвиняемыми в подготовке этого теракта. На скамье подсудимых оказались бывший сотрудник Минюста Мурат Шаваев и жители Карачаево-Черкесии Максим Панарьин и Тамбий Хубиев.
По данным следствия, террористы Панарьин и Хубиев, приехав в Москву, изготовили бомбу. Детонаторы и взрывчатку им передал Шаваев. Суммарная масса замаскированного взрывного устройства, в котором также присутствовали поражающие элементы, составила 19 килограммов. Бомбу засунули в рюкзак, а затем передали смертнику — жителю Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии Анзору Ижаеву, который вместе Хубиевым проходил диверсионную подготовку в лагере террориста Абу-Умара. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» привёл бомбу в действие.
В феврале 2007 года Мосгорсуд признал Максима Панарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева виновными в причастности к совершению теракта на станции метро «Автозаводская», а также теракта у станции «Рижская» 31 августа 2004 года. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.