АСТАНА, 05 февраля. Контртеррористическим центром СГБ в результате оперативно-розыскных и следственных мероприятий изъято несколько единиц специальных взрывных устройств и большое количество взрывчатых веществ, сообщает пресс-служба ведомства.
В рамках следственных действий, по предварительной оперативной информации, в результате обыска сотрудниками антитеррористического центра конкретного автотранспортного средства были изъяты две единицы аккумуляторов, предназначенных для электромобиля. В качестве контейнеров использовались существующие батареи.
В обоих было заложено по шесть единиц специальных взрывных устройств. Из указанных контейнеров специальной группой по разминированию были изъяты взрывные устройства и вещества, которые направлены в Экспертно-криминалистический отдел МВД на экспертизу. А в целях обеспечения негласных следственно-оперативных мероприятий упомянутым контейнерам вернули первоначальный внешний вид и в виде макетов их вновь вернули в вышеупомянутую упаковку, чтобы проведенные секретные следственные действия не стали известны как заказчикам, так и исполнителям.
Процесс дальнейшего движения посылки, контролировали сотрудники контртеррористического центра. Основной целью вышеуказанных следственных действий было установление заказчиков и дополнительных лиц, которые могли быть причастны к перевозке указанного груза, а также установление маршрута перемещения взрывных устройств и целей их конечного использования.
Установлено, что взрывные устройства содержат пластичную взрывчатку С-4 военного назначения, которую можно активировать с помощью электродетонатора и специального таймера. Общий вес взрывчатого вещества достигает 14 килограммов. В контейнеры также были помещены 6 единиц детонаторов и 6 единиц специальных ключей. Такое же количество электронных таймеров активации было установлено во всех шести отдельных ящиках взрывного устройства, в которых время активации уже было запрограммировано.
В результате первичного исследования обнаруженных устройств было установлено, что все шесть устройств были изготовлены специалистом высокого уровня и рассчитаны на широкий радиус поражения. Развертывание такого устройства в местах массового скопления людей может привести к значительному ущербу инфраструктуре и крупным жертвам. Заряд упомянутого вещества гораздо мощнее заряда взрывчатого тротила.
В результате комплексных действий, проведенных Контртеррористическим центром, на основании показаний опрошенных свидетелей и восстановленных аудиофайлов установлено, что указанные взрывные устройства и вещества были привезены из украинского города Одесса через Румынию, Болгарию и Турцию в Грузию 19 января 2024 года через КПП «Сарпи» на минивэне, принадлежащем гражданину Украины и планировалось вывезти их в Российскую Федерацию, конкретно в г. Воронеж, через КПП «Дарьял».
Позже по требованию заказчика решение было изменено и лица, участвующие в процессе, попытались вывезти из указанной точки один из контейнеров, в которых были заложены три взрывных устройства. А второй контейнер с тремя взрывными устройствами остался по конкретному адресу в Тбилиси. Указанное сообщение было остановлено и удалено сотрудниками контртеррористического центра в тот момент, когда оно должно было пересечь грузино-российскую государственную границу с грузинской стороны.
В результате оперативно-розыскных и следственных действий, проведенных Службой государственной безопасности, установлено, что к ввозу указанных взрывных устройств в Грузию, их перемещению по всей территории Грузии причастны 7 человек из Грузии, 3 из Украины и 2 из Армении.
Согласно материалам дела, упомянутый процесс организовал гражданин Украины, кандидат в депутаты Киевского округа местной Рады Одесской области в 2020 году от партии «Слуга народа» Андрей Шарашидзе, который родом из города Батуми. Указанное лицо активно следило за перемещением вышеупомянутых взрывных устройств из-за пределов Грузии. Следствие также установило, что вышеупомянутые лица, за исключением Шарашидзе, вероятно, не знали о взрывных устройствах и капсулах-детонаторах, установленных в аккумуляторах автомобиля.
В настоящее время проводятся активные следственно-оперативные мероприятия с целью информирования лиц, причастных к преступной деятельности, изготовления специальных взрывных устройств, определения маршрута движения, конечного пункта назначения, установления объектов нападения и получения доказательств. .
Что касается трех взрывных устройств, оставленных в городе Тбилиси, — предназначались ли они для вывоза в Россию или должны были остаться в Грузии для использования в боевых действиях, это определит проводимое расследование. Однако детали упомянутого дела и фактическая ситуация дают основание подозревать, что использование территории Грузии и широкое вовлечение в этот процесс граждан Грузии должны были послужить созданию мнения о том, что террористические акты, которые будут осуществлены в Грузии или за границей, планировались и были реализованы из Грузии.
По данному факту контртеррористический центр Службы государственной безопасности проводит расследование по части третьей статьи 236 Уголовно-процессуального кодекса Грузии, которая касается незаконного приобретения и хранения взрывчатых веществ и взрывных устройств. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет. Однако в ходе расследования квалификация может быть уточнена и расследование будет продолжено по статье 18-323, подразумевающей подготовку террористического акта. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет.