НУР-СУЛТАН, 12 апреля. Являясь частью Центральной Азии (ЦА), в некоторых странах которой уже тлеют очаги распространения религиозного экстремизма и радикализма, Казахстан просто вынужден принимать активное участие в обеспечении безопасности региона. О том, какие инициативы по борьбе с этими негативными явлениями на глобальном уровне, выдвигались Казахстаном на различных международных площадках и приняты ли по ним какие-то итоговые документы, пишет Zakon.kz, ссылаясь на официальные ответы по запросу редакции Министерство информации и общественного развития РК.
— Какие инициативы по борьбе с распространением религиозного экстремизма и радикализма на глобальном уровне, выдвигались Казахстаном в последние годы на различных международных площадках?
— За последние только четыре года на глобальном уровне Казахстаном было озвучено множество инициатив по противодействию экстремизму и терроризму и установлению мира и межконфессионального диалога. Отметим лишь наиболее важные.
Так 28 сентября 2015 года Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев выступил на Общих дебатах 70-й сессии Генассамблеи ООН и предложил к столетию ООН разработать План Глобальной Стратегической Инициативы-2045. Ее смысл – придать миру новый тренд развития на основе справедливых условий доступа всех наций к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам, а также всеобщей ответственности за развитие человечества.
6 ноября 2015 года Нурсултан Назарбаев на 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО предложил создать единый фронт против терроризма и религиозного экстремизма. Президент РК предложил ввести «План глобальной стратегической инициативы – 2045». Его суть заключается в разработке стратегии общемирового развития, устраняющей глубинные причины войн и конфликтов.
5 апреля 2016 года в г.Нью-Йорк на ежегодной сессии Комиссии ООН по разоружению был представлен Манифест Президента РК Н.Назарбаева «Мир. XXI век». Позже Манифест «Мир. XXI век» приобрел высокий статус официального документа двух основных органов ООН: Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности.
6 мая 2016 т.г. в Нью-Йорке по инициативе Президента Казахстана Н.Назарбаева Генеральной Ассамблеей ООН был созван Диалог высокого уровня «Религии за мир», где приняли участие более ста национальных делегаций и 40 спикеров. Идею Президента Казахстана поддержали Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Организация исламского сотрудничества, государства-члены ООН, религиозные деятели и представители международных НПО. Позицию Казахстана на вышеназванном мероприятии представил министр иностранных дел РК Е.Идрисов.
— А в нашей стране подобные мероприятия проводились?
— Конечно. Так 31 мая 2016 года в Астане (ныне Нур-Султан) прошла международная конференция «Религии против терроризма», где были делегации из более чем 40 стран. Участники форума обсудили самую острую проблему глобальной безопасности. Встреча была направлена на реализацию инициатив Н.Назарбаева по продвижению межконфессионального диалога и противодействию терроризму.
10-11 октября 2018 года в городе Астана под эгидой «Религиозные лидеры за безопасный мир» прошел VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В работе Съезда приняли участие 82 представителя из 46 стран.
Мировое сообщество оценило усилия Казахстана и роли Астаны в деле продвижения идей миротворчества, партнерства, толерантности, созидания на глобальном уровне. Отмечая важность усилий по преодолению глобального кризиса доверия, Елбасы призвал представителей мировых религий использовать все преимущества новых технологий в эру информационного общества, чтобы вместе продвигать идеи мира и согласия на глобальном уровне.
— Приняты ли какие-то итоговые документы, где указаны не только причины вовлечения молодежи ЦА в экстремистские и террористические организации, но и какие-то коллективные меры по борьбе с этими явлениями, проводимые в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества?
— Борьба с международным терроризмом в рамках усилий международного сообщества зависит от международного правового регулирования. При этом нормы национального права государств в области борьбы с терроризмом должны быть максимально согласованы с международным правом. На деле в каждой отдельно взятой стране правовые нормы сильно разнятся. К тому же нет единого определения терроризма и международного терроризма в международном праве. Международные конвенции стремятся использовать для борьбы с международным терроризмом национальное уголовное право, а не устанавливать соответствующее определение международного уголовного преступления.
— А как с этим обстоят дела в Казахстане?
— Что касается нашей страны, то правовое регулирование борьбы с терроризмом в Республике Казахстан основывается на Конституции РК, Законе «О борьбе с терроризмом», Уголовном кодексе РК, и иных нормативно-правовых актах, а также международных договорах, ратифицированных Республикой Казахстан. Если международными договорами, ратифицированными РК, устанавливаются иные правила, чем те, что предусмотрены Законом «О борьбе с терроризмом», то применяются правила международных договоров.
Напомним, что 10-11 октября 2018 года в городе Астана (ныне Нур-Султан) прошел VI Съезд лидеров мировых и традиционных религий. По итогам Съезда была принята декларация, в 21-пункте которой содержится призыв к правительствам «активизировать работу с молодежью в целях предотвращения ее радикализации». Кроме того, под эгидой АТЦ СНГ были подготовлены методические рекомендации по предупреждению вовлечения молодежи в террористические и экстремистские организации.
(Окончание следует)