АСТАНА, 11 марта. Вирусом религиозного радикализма все еще заражено большое количество казахстанцев. Об этом говорит теолог-исламовед, директор Центра противодействия религиозному экстремизму при университете «Нур-Мубарак» Аскар Сабдин, передает MEDIAGRAM.KZ.
Окаменелые проблемы
С 2011 года эксперт занимается проблемами религиозно мотивированного экстремизма и дерадикализации, в том числе в самых низших слоях населения. За это время Сабдин провел более 700 бесед с террористами в тюрьмах, с радикалами, со свидетелями уголовных дел экстремистского характера, более 50 семинаров для имамов и членов ИРГ (информационно-разъяснительных групп) по всей республике.
«В последнее время наблюдается нарастающий кризис доверия к официальным субъектам религиозной сферы. Каждый раз, общаясь с заключенными, подследственными и свидетелями уголовных дел, я вынужден выслушивать критику в адрес системных субъектов. Это касается компетентности в религиозных вопросах, отсутствия коммуникационных навыков, способности вести диалог и налаживать мосты с общинами», — отмечает теолог.
Вместо этого наблюдается окаменелость, догматизм, камуфлирование проблем вместо их решения, отсутствие открытости и прозрачности перед обществом.
«Поэтому зачастую по приезде в какой-либо регион после работы с радикалами мне приходится корректировать поведение системных религиозных деятелей. Кризис доверия проявляется в неснижающемся количестве последователей радикальных течений и, следовательно, в увеличении количества осужденных по религиозным мотивам, несмотря на то, что почти все местные лидеры данных течений деактивированы и осуждены», — продолжает Аскар Сабдин.
В силу низкого уровня религиозной грамотности и неспособности к конкуренции продолжается духовная колонизация верующих со стороны различных замаскированных джамаатов, течений и сект, не признающих местный национальный код и идентичность, подчеркивает исламовед.
«К негативным тенденциям в религиозной сфере можно отнести участившиеся проявления коррупции, поляризации среди верующих, борьбы за религиозные статусы, когда деятель не производит контент, не дает результаты и не создает ценности, а посредством пиар-инструментов актуализирует лишь свое «я»», — констатирует специалист.
Мировые имена
По мнению теолога, «необходимо предпринять сознательные усилия по недопущению поводов для подозрительности со стороны верующих, по преодолению нарастающей поляризации среди верующих».
«Как сказал президент РК: «Важнейшая миссия духовной модернизации заключается в примирении различных полюсов национального сознания». Необходимо демонстрировать реальные результаты, выявлять и исправлять проблемы, а не камуфлировать их кампанейщиной и формализмом, стремиться к прозрачности, открытости и подотчетности перед обществом», — уверен Сабдин.
На взгляд директора Центра противодействия религиозному экстремизму, самым важным факторам стабильности в религиозной сфере является ставка на развитие человеческого ресурса.
«Необходимо повышение религиозной и религиоведческой грамотности через создание качественного контента. В данном случае в первую очередь подразумевается выращивание людей-ресурсов, ученых наставников и создание литературы. Например, запрещая молодым людям выезжать за рубеж для получения религиозного образования, мы должны предложить им альтернативу. Молодёжь тянется к ученым с мировым именем. К сожалению, мы не располагаем учеными – улемами мирового уровня», — говорит Аскар Сабдин.
«Человек догматический»
И вместо создания людей-ресурсов и собственного качественного контента местная умма увлечена строительством культовых зданий, всевозможных религиозных центров, которые не прибавляют качества религиозности наших граждан, продолжает теолог.
«Конечно, там, где есть острая необходимость, строение зданий оправдано, как, например, в нашем университете «Нур-Мубарак», где из-за нехватки аудиторий приходится переоборудовать технические помещения под аудитории. Но игнорирование человека и чрезмерное инвестирование в строительство зданий привело к тому, что с сейчас в уме возобладал такой вид как «человек догматический», который все, что видит в средневековой книге, считает эталоном праведности, богобоязненности, что ведет в конечном счете к мракобесию«, — делится размышлениями эксперт.
Открытым остается и вопрос работы реабилитационных центров по дерадикализации.
«Необходимо усовершенствовать программы дерадикализации и реабилитации, в частности, создать стандарты и критерии по выявлению, переубеждению и адаптации радикалов. Выработка стандартов и критериев касается не только объектов дерадикализации, но и субъектов, которые задействованы в процессе переубеждения радикалов», — акцентирует Сабдин.
Когда-то в религиозной сфере с целью переубеждения радикалов использовались так называемые умеренные салафиты, напоминает эксперт:
Как известно, даже Саид Бурятский, которого тогда считали умеренным, был допущен к общинам верующих. Завозились имамы Кабула, Каира и другие, которые вместо дерадикализации, наоборот, легализовали течения. В этой связи необходима четко прописанная профессиограмма для субъектов дерадикализации.
Кроме того, как считает теолог, в последнее время в силу отдаления от печальных событий 2016 года наблюдается снижение значимости религиозной составляющей имеющихся угроз.
«Как специалист, еженедельно общающийся с радикалами, хочу сказать, что вирусом религиозного радикализма еще болеет большое количество наших граждан. И поэтому нельзя ослаблять бдительность в религиозной сфере», — резюмировал директор Центра противодействия религиозному экстремизму при университете «Нур-Мубарак».