АСТАНА, 12 марта. Новость о том, что проект закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» отозван из мажилиса, казахстанские журналисты восприняли с недоумением. Почему это произошло пишет Total.kz.
«Длительное время рассматривали этот законопроект. За это время ситуация немного изменилась, тем более согласно стратегическому плану законопроектных работ в 2020 году пересматривается разработка закона в религиозной сфере», — ответил на вопрос корреспондента Total.kz вице-министр информации и общественного развития Берик Арын.
Он также пояснил, как изменилась ситуация.
«Помните, когда проект появился? После «актюбинских событий». Сейчас ситуация немного стабилизировалась, успокоилась. Поэтому мы подумали, что надо посмотреть, подумать, может, что-то добавим, а что-то уберем», — уточнил Берик Арын.
История вопроса
Поправки по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений с 2017 года разрабатывало Министерство по делам религий и гражданского общества.
Выступая на презентации в мажилисе 30 января 2018 года, министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев рассказал, что законопроект предусматривает 53 изменения и дополнения в 12 законодательных актов. Поправки предусматривали запрет на ношение в общественных местах одежды, скрывающей лицо, на использование, ношение в общественных местах внешних атрибутов, предметов одежды, демонстрирующих принадлежность к деструктивным религиозным течениям. Впервые вводилось юридическое определение таких понятий, как «деструктивное религиозное течение» и «религиозный радикализм». Также устанавливался порядок получения казахстанцами религиозного образования за рубежом, регламентирование поведения госслужащих и работников бюджетных организаций в религиозной сфере и многое другое.
От момента презентации до рассмотрения в первом чтении прошло почти четыре месяца. И в нижней палате парламента 16 мая 2018 года законопроект представляло уже новое министерство — общественного развития — во главе с Дарханом Калетаевым. Спустя неделю законопроект одобрили и во втором чтении.
Почему отозвали?
По возвращении с «парламентских каникул» уже сенаторы принялись за законопроект. Неожиданно 29 сентября 2018 года вернули законопроект на доработку в мажилис. Как оказалось, в ходе обсуждения возникла необходимость внесения изменений в одобренный мажилисом законопроект. Сенаторы нашли в законопроекте несоответствия действующему законодательству.
В частности, было предложено исключить поправку в закон «О рекламе», согласно которой реклама не должна использоваться для пропаганды деструктивных религиозных течений, в том числе внешних атрибутов, предметов одежды, демонстрирующих принадлежность к деструктивным религиозным течениям. Ее исключили из-за «труднореализуемости в правоприменительной практике», поскольку за нарушение данного запрета в Кодексе «Об административных правонарушениях» ответственность не предусмотрена.
Ограничивающей конституционные права граждан признали и норму, запрещающую получение высшего духовного образования в иностранных государствах без получения высшего духовного (религиозного) образования в Казахстане. 29 января 2019 года, ровно через год после внесения законопроекта в мажилис, разработчики отозвали его из нижней палаты парламента.
Почему же все-таки законопроект по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений отозвали? Было ли принципиальное несогласие с определенными нормами или разработчик представил парламенту недоработанный, «сырой» проект закона? На эти вопросы вице-министр информации и общественного развития Берик Арын ответил уклончиво.
«Законопроект «сырым» нельзя назвать, потому что он долгое время рассматривался членами рабочей группы, куда входили не только госорганы, но и неправительственные организации, эксперты, религиозные объединения. Он рассматривался длительное время в рабочей группе мажилиса, там тоже принимали участие эксперты, в том числе критически настроенные. Законопроект усовершенствовали. Оттуда он вышел в сенат, сенат его вернул в мажилис с двумя поправками. И после этого мы его вернули», — прокомментировал он.
На что министерство акцентирует внимание при доработке законопроекта и будут ли вообще его дорабатывать? На эти вопросы вице-министр так и не ответил.
«Если станем дорабатывать, создадим рабочую группу. Будет приниматься политическое решение», — резюмировал Берик Арын.
Единственное, что обещал заместитель министра информации и общественного развития, — любой законопроект «будет тщательно обсуждаться».