Астана. 29 августа. На сегодняшний день, проблема борьбы с терроризмом и радикальным экстремизмом является ключевым аспектом решения во всем мире. Какие меры безопасности предусматриваются в Казахстане и почему это так важно, рассказал казахстанский религиовед, профессор ЕНУ им. Л. Гумилева, директор Института геополитических исследований Асылбек Избаиров, передает Zakon.kz.
— Как Вы считаете, какие меры были бы действительно эффективны для ориентации нашей молодежи к достоверному толкованию норм религии?
— Во-первых, мы должны воспитать своих духовных авторитетов, чтобы наша молодежь не искала ответы у зарубежных ученых. Авторитет традиционного ислама связан с авторитетом духовных лиц. Когда эти люди начнут трактовать ислам так, как предполагает местная специфика, тогда молодежь будет следовать за этими людьми.
— Что вы думаете о поправках в законодательстве о религии: регулирование в получение духовного образования за рубежом; участие госслужащих в религиозной деятельности; запрет на ношение предметов одежды, препятствующих распознаванию лица в общественных местах; заключение брака по религиозным обрядам?
— Попытка принять данные законопроекты обусловлена рядом фактов. В основном это события, происходящие на ближнем Востоке, рост экстремизма и терроризма в мире, события в Европе. Государство в усилении религиозности видит определенную угрозу. Мы должны понимать, что религиозная сфера очень специфична и любое некорректное толкование либо обращение с ней может привести к плачевным итогам. На сегодняшний день больше всего меня волнует проблема политизации самой религии. Данная проблема может привести к глобальным последствиям на уровне усиления конфликтного потенциала в обществе. Поэтому, мы должны быть очень аккуратны. Те же журналисты допускают серьезную ошибку, повествуя о том, что в законопроекте предусматривается запрет на хиджаб. В свою очередь государственные органы ответили, что запрета на ношение хиджаба нет. Есть запрет на одеяния, препятствующие распознаванию лица в общественных местах. В законопроекте внешний облик мусульманина выразился в таких вещах как черные одеяния, закрытое лицо в целях общественной необходимости для распознавания лица и национальной безопасности. Подчеркивался этот аспект. Заметьте, не религиозный аспект.
Кроме того, в интернете бурно обсуждалась тема касательно вакцинации в исламе. Я считаю, здесь также нужно убрать религиозный аспект, потому что многие люди не принимают прививки и вакцины не только по религиозной составляющей. Ни в одном хадисе, ни в одном материале священных текстов нет подтверждения о запрете вакцины. Мы должны не допускать поводов для политизации религии. Я боюсь о том, что если завтра журналисты будут некорректно толковать о таких понятиях как ношение хиджаба, прививки в исламе, то для зарубежных радикалов в дальнейшем данная дезинформация послужит инструментарием и мотивацией для разжигания межконфессиональной розни. Они не будут говорить о том, что в Казахстане запрещают хиджабы, они будут говорить обобщенно «в Казахстане запрещают мусульманскую одежду». Именно поэтому, хочу еще раз повториться, нужно отходить от религиозных аспектов.
— Неоднократно поднимался вопрос о легализации проповеднической деятельности салафистских групп в стране. Что вы думаете по этому поводу? Стоит ли запретить их деятельность в стране? Каковы могут последствия запрета салафизма?
Салафизм это абстрактное являние, в науке нет точного определения этого понятия. Так как мы демократическое государство и у нас открытые границы, идеология салафизма так или иначе проникла бы к нам. Но дело не в этом. Вопрос в том, на сколько мы — граждане Казахстана готовы защищаться и опровергать данную идеологию. Для этого у нас должны быть сильные устои. Я был противником запрета салафизма, так как неоднократно уже говорил что это является лишним поводом для усиления терроризма и экстремизма. У нас имеются определенные ограничения без запрета. Так или иначе с 2015 года, по моим исследованиям, рост салафизма не наблюдается.
— Как вы можете прокомментировать работу нашего государства в борьбе с экстремизмом и терроризмом? Какие меры принимает государство для решения существующих проблем? Каковы прогнозы на будущее?
— Я поддерживаю государство, говоря о том, что граждане Казахстана должны получать образование у себя на родине. Поэтому, я считаю, нам нужно создавать свое мощное духовно-образовательное учреждение для того чтобы жители Казахстана могли проходить обучение не покидая свою страну. В этом случае, предполагается комплекс мер такие как профилактика, дерадикализация. К примеру, для общественной профилактики работают имамы, различные разъяснительные группы, но для того чтобы разъяснить более специфичные направления Ислама и проводить у нас дерадикализацию нужны узкопрофильные теологи. Поэтому, в будущем, через создание своих духовно-образовательных центров и воспитания духовных авторитетов мы сможем наладить сегодняшнюю ситуацию.