Особо сложной проблемой на сегодняшний день является вынос фетвы. Приведем пример, взятый из жизни в обществе: если в одном месте собирутся семь человек, то пятеро из них будучи неграмотными, но всегда готовыми дать фетву начнут утверждать, что это — «харам», а то — «халал». Также, превратившиеся в эпидемию религиозной ситуации стали фетвы шейхов ложных течений, направленные на разрушение международного единства. То есть, шейхи ложных течений, сидя за границей, по телефону, выносят вердикты по любым вопросам, не вникая в суть проблемы, тем самым стали причиной споров и разногласий среди мусульман.
Так рассмотрен ли данный вопрос в Исламском шариате? Кто выносит фетвы? Правильно ли то, что любой не образованнный человек может дать фетву? Где и кто может давать фетвы? Мы попытаемся ответить на эти вопросы основываясь на мнения ученых Ислама.
В религии слово фетва с арабского «الفتوى», то есть выносить решение, вердикт. Значит, основываясь на Коран и сунну Пророка, отвечать на вопросы или выносить вердикт, согласно шариату. Поэтому, человека, дающего фетву называют «муфти», а спросившего » мустафти». Если объяснить выдачу фетвы на примере, ее можно сравнить с работой законодательных органов, защищающих права человека на документальной основе. Тоже самое, человек, который имеет право на дачу фетвы в Исламе — это Муфти. Он выносит решение согласно Корану и сунне. Значит, мы понимаем, что вынос фетвы всех, кроме муфтия или муфтиата – это недопустимое религией явление.
По этому поводу в 116 аяте Корана, суры «ан-Нахль» сказано:
وَلاَ تَقُولُواْ لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَـذَا حَلاَلٌ وَهَـذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُواْ عَلَى اللّهِ الْكَذِبَ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللّهِ الْكَذِبَ لاَ يُفْلِحُونَ
«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено, а то — запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха».
Из этих слов ясно, что давать фетву безграмотным людям запрещается. Также исламские ученые считают, что вынос фетвы неграмотным человеком является тяжким грехом (кабаир). Значит, не знающий шариата человек, может заложить себе дорогу в ад посредством дачи фетвы. Потому что в хадисе пророка Мухаммада, который привел Аль-Хафиз Ибн Аль-Асакир говорится: «Того, кто будет выносить фетву, не имея достаточных знаний, будут проклинать все ангелы на земле и на небесах«.
Поэтому, основываясь на аяты Священного Корана и хадисы Пророка, являющимися основой нашей религии, вынос фетвы неграмотным человеком правильно будет рассматривать как противоречущее шариату действие.
Почему мы говорим об этом? Потому что если неграмотный человек будет называть дозволенное Аллахом запретным, а запретное — дозволенным, то будет причинять ущерб условиям вероубеждений (акиды). Полностью уверовавший и принявший нашу религию мумин должен подчиняться всем приказам и не пересекать границы дозволеного Аллахом. А считая дозволенное запретным и наоборот, человек идет против основных правил учения Ахлю Сунны уаль-джамаата. То есть, по правилам этого учения, он автоматически выходит против него. Ведь в книге С.Сейтбекова «Основы веры» сказано, что из веры выходит тот человек, «который верит, что запретное является дозволеным, и дозволеное -запрещеным».
Уважаемые мусульмане! Правильным будет не торопиться с выводами в том или ином вопросе. Потому что наш Пророк (с.а.у) не зря предупредил нас: «Кто спешит дать фетву, тот спешит в ад». Значит, если у вас появился какой-либо религиозный вопрос, пользуясь возможностями технологий и интернета, связавшись с Духовным управлением мусульман Казахстана, или написав на официальные сайты Муфтият.кз и Фатуа.кз, вы сможете получить удовлетвориельную правильную а главное достоверную информацию по поводу ваших вопросов.
Президент ОФ «Центра по изучению проблем терроризма и экстремизма в Республике Казахстан», докторант (Ph.D) Серик ТАДЖИБАЕВ