АЛМАТЫ, 23 мая. Управление по делам религий города Алматы делится историей гражданки Казахстана, которую вернули из Сирии благодаря операции «Жусан», пишет informБЮРО.
Лучше не делать ошибок и не кусать потом локти. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь. В Центре консультирования и реабилитации при Управлении по делам религий г. Алматы вы услышите истории о поломанных судьбах.
Это история, рассказанная почти три года назад. Павлодарке Багиле, прибывшей из Сирии благодаря операции «Жусан», тогда не было и тридцати. Очень жаль, что она не знала ценности мирной жизни. Ей до сих пор с трудом верится, что она вернулась к такой спокойной жизни. Когда она вспоминает Сирию, она представляет взорвавшуюся бомбу, слышит звук самолёта, грохот пушек и по сей день содрогается от этой картины. В такие моменты она не находит себе места. Испытанные трудности, пережитое унижение, голод, неисчислимые страдания она вспоминает как дурной сон и благодарит судьбу за свою нынешнюю жизнь. Теперь она клянётся, что свой родной Казахстан не променяет ни за что. О своих пережитых мучениях за шесть лет жизни в Сирии она говорит, что и врагу такого не пожелает.
У Багилы два сына. Оба родились в Сирии. Когда она приехала в 2019 году из Сирии, старшему было пять лет.
«Приехав в Казахстан, я вижу своих детей, которые беззаботно играют во дворе, и не могу сдержать слёз. Они же дети, они быстро забыли о мучительной жизни. Лишь время от времени пугаются резких звуков, но уже не плачут от голода», – рассказывает со слезами на глазах Багила и долго не может успокоиться.
Не трудно было заметить, что в своей прошлой жизни человек испытывал невероятные страдания. «Сидя во дворе и глядя на своих детей, которые так же, как и другие внуки, прячутся в объятиях бабушек и дедушек, не могу передать словами, какой я была дурой», – сказав это, она закрывает обеими ладонями лицо и затем продолжает свой рассказ.
«В тот период жизни у меня были проблемы… Но я даже и представить не могла, что эти проблемы по сравнению с Сирией были цветочками, я это поздно поняла. Откуда мне было знать? Когда муж сказал, что поедем в Турцию, я сразу согласилась. Он предложил продолжить обучение там, сказал, что поедем в Египет. Поступим в магистратуру, начнём новую жизнь, останемся, если понравится. Я уведомила родителей о своем отъезде. До этого мы не сомневались, что мой муж в традиционном исламе. На тему религии мы не разговаривали. Он был просто рад тому, что я читаю намаз и ношу хиджаб. Таким образом, мы прибыли в Сирию вместе с другими казахстанцами. Те, кто нас встретили, сказали, что мы должны ехать в Сирию, что там оказывают давление на мусульман, что мы должны помогать нашим братьям и сестрам. Не могла оставить своего мужа», – говорит Багила.
Их встретили и отвезли в лагерь боевиков. По домам разместили, снабдили продуктами. Взрослым платили по 50 долларов в месяц, на детей – по 25 долларов. Через месяц боевики мужьям дали задание, чтобы они себя взорвали, но те отказались. Потом мужей и жен разъединили. Муж Багилы умер в 2014 году: оказалось, что его убили. Багиле боевики сообщили, что её муж скончался от тяжёлых ранений. Позже её перевели в лагерь вдов. Там запретили выходить без разрешения и разговаривать с посторонними людьми. Спустя непродолжительное время молодую женщину отдали замуж за кого-то другого.
По словам Багилы, боевики часто меняли свои поселения. По месту нахождения женщин и детей держали заложниками. В течение шести лет они жили в нескольких населенных пунктах, таких как Ракку, Шадат. Последнее её местонахождение называлось Багуз. Она вместе с другими вдовами голодала и испытывала ужасные мучения.
«С 2017 года нам вообще перестали давать деньги, еду и продукты, – говорит Багила. – Наши дети были голодны, найти еду было очень сложно. Продали наши вещи. Мы просили милостыню у боевиков, они угощали лишь своими остатками. Постоянно бомбили наши места нахождения. Ты чувствуешь, что смерть близка. Они находили причину, чтобы нас наказывать. Некоторые женщины пытались пересечь границу со своими детьми, однако многих из них поймали, мучили, посадили в тюрьму, некоторых приговорили к смертной казни. Как бы я ни хотела уехать, я боялась, что меня поймают и убьют. Нас постоянно пугали тюрьмой, смертью. Нас агитировали , что в своей родной стране мы никому не нужны. Говорили: тебя посадят в тюрьму, отберут у тебя детей».
В 2019 году Багила вместе с детьми и мирными жителями была эвакуирована к курдам. Там же по «Скайпу» связалась с родителями.
«Когда казахстанцы приехали и увезли меня на родину, я сначала не могла в это поверить. Сначала нас привезли в город Актау. Там с нами работали психологи, теологи. Когда я страдала в Сирии, я понимала, что глубоко заблуждаюсь, и не могла ничего сделать, только плакать. Теперь каждая минута, каждый день, проведённый с моими детьми, родителями – это счастье для меня. Мне, конечно, очень тяжело. Забыть мучительные дни непросто. Но опять же, я обязана своей стране мирной жизнью. Надеюсь, что в будущем всё будет хорошо. Всем моим соотечественникам хотелось бы сказать, что счастья на чужбине не найти. Счастье – это твои родители, твои родные, твоя страна, твоя земля. Больше счастья нет», – уверена Багила.
Давайте дорожить своим счастьем! Берегите себя!