АСТАНА, 27 сентября. Для детей казахстанцев, вернувшихся из Сирии, в девяти регионах страны планируется построить реабилитационные центры. На эти цели Министерством образования и науки по государственному социальному заказу намечено выделить 200 миллионов тенге. Также дополнительно будет прорабатываться вопрос реабилитации матерей, которые вернулись из зон террористической активности вместе с детьми, сообщает Zakon.kz.
Мамы казахстанских радикалов считают, что их дети поехали в Сирию не воевать, а жить по исламу, но обманулись, что главной причиной их отъезда является незнание религии, и просят руководство страны помочь им вернуться домой. МИД рассматривает все пути возвращения казахстанцев из Сирии и Ирака.
Как мы уже писали, многие казахстанцы, выехавшие в Сирию и Ирак, погибли, а их жены и дети оказались в закрытых лагерях и тюрьмах, где очень тяжелые, невыносимые условия. Особенно тяжело приходится детям, они болеют, голодают. По последним данным, в зоне вооруженного конфликта находятся 250 казахстанских женщин и 500 детей. МИД РК ведет работу по их возвращению на Родину, но, как пояснил первый заместитель министра иностранных дел Мухтар Тлеуберди, многие наши граждане проходят там спецпроверку на причастность к террористической деятельности. Если будет доказана их невиновность, они будут переданы казахстанской стороне. У многих из них имеются дети, но на их возвращение на родину нужно согласие родителей, при этом сама мать или отец останутся в сирийско-иракской зоне до окончания спецпроверки. По его словам, родителей, обвиняемых в террористической деятельности, могут лишить прав на детей, но для этого нужны действия со стороны бабушек и дедушек, проживающих в Казахстане. И сейчас некоторые апашки уже обращаются.
Стоит отметить, они не просто обращаются, а создали свой неофициальный родительский комитет, так сказать, инициативную группу и свой групповой чат в WhatsApp совместно с российскими женщинами, у которых такая же беда и рассказывают о своих новостях и делятся различной информацией.
В июле этого года группа женщин из родительского комитета во главе с активисткой Ботагоз М. обратились от имени матерей Казахстана к Генеральному прокурору РК Кайрату Кожамжарову с просьбой помочь вернуть на Родину их детей и внуков. По их мнению, «настоящая причина отъезда наших детей это незнание религии».
«В то время они потеряли надежду, что их когда-либо услышат и стали спешно покидать свою Родину», — пишут они в своем обращении. — «Первые потоки даже не пытались остановить, пока по телевизору не предали огласке то, что происходит с нашими гражданами в Сирии. Всех шокировало, что среди молодежи находятся также женщины и дети. Они совершили огромную ошибку, о которой будут жалеть всю жизнь.»
Как поведали родительницы, уехавшие в сирийско-иракскую зону казахстанцы — из благополучных семей, придерживались традиционного ислама.
«Приехав туда, многие пытались самостоятельно выбраться, но безуспешно. Почти у всех наших дочерей там родились дети. Мы, как родители, ни в коем случае не оправдываем действия наших дочерей. Однако в этой ситуации страдают не только они, но и наши внуки, беззащитные маленькие дети. Они не принимали решения уехать вместе с родителями, они не могут отвечать за их поступок», пишут мамы. — «Попав в Сирию и Ирак, наша молодежь сразу поняла, что их пути отличаются от того, что им обещали — жизнь по исламу, но назад дороги уже не было. Даже желание вернуться угрожало им смертью или казнью. Многие погибли только за отказ брать в руки оружие или желание вернуться».
«Они ошиблись, — рассказывают они далее, — но поплатились за то, что подвергли свои семьи жестокой правде, которая открылась им там. Эта беда коснулась не только Казахстана, но всего мира. Сегодня мы знаем правду о наших детях, они не ехали туда воевать, они ехали жить по исламу в исламской стране, иначе они не повезли бы туда свои семьи с детьми. Наши девочки не принимали никакого участия в военных действиях, они занимались воспитанием детей. Сейчас они хотят домой, но мы ничем не можем помочь им. Просим вас, помогите найти и вернуть наших дочерей и внуков, проявите милосердие и гуманизм по отношению к гражданам нашей страны. Если они виноваты, пусть понесут заслуженное наказание, но только не в застенках сирийских и иракских тюрем, в нечеловеческих условиях, а у себя на Родине. Надеемся, вы поможете возвратить оступившихся по незнанию религии и молодости наших детей, дав объективную оценку сложившейся ситуации».
Родители выразили готовность встретиться за круглым столом с Государственным секретарем РК, представителями МИД, ДУМК, КНБ, Генпрокуратуры, Верховного суда, министрами общественного развития, внутренних дел, иностранных дел, Уполномоченным по правам человека, консулом Казахстана в РФ и обсудить этот архиважный для них вопрос.
Из Генпрокуратуры ответили, что данное обращение направляется в МИД РК для рассмотрения и принятия мер, и что информацию о ходе рассмотрения можно получить по бесплатному номеру Call-центра прокуратуры 115.
Из МВД пришел ответ, что «вопросы возвращения из иностранных государств иных лиц, в отношении которых не предусмотрены меры уголовного преследования и розыска, в компетенцию органов внутренних дел не входят. В настоящее время при Министерстве образования и науки прорабатываются вопросы реабилитации несовершеннолетних детей, прибывающих из зон террористической активности. В этой связи по данному вопросу прошу обратиться в МИД».
Инициативная группа отправила свое обращение и в Парламент, откуда депутат Мажилиса М. Ерман отправил письмо в МИД с просьбой рассмотреть их обращение и сообщить о результатах.
Насколько известно, ответа пока ни из одного органа не получено. После этого письма, инициативная группа, представляющая интересы всех 90 родителей казахстанцев, которые оказались в Сирии и Ираке, была на приеме у министра общественного развития Дархана Калетаева. Для обеих сторон эта была первая такая встреча. «Министр пообещал, что поднимет этот вопрос», — говорят женщины.
В тот же день они встретились и с первым заместителем министра иностранных дел РК Мухтаром Тлеуберди, который сказал, что они эту проблему знают и что эта работа министерством ведется. Мамы казахстанцев попросили его помочь провести круглый стол, который, по их словам, обещали им в начале октября. «Круглый стол очень нужен, — считают родительницы. – Мы варимся в собственном соку, а так всё общество будет знать о наших проблемах. Есть дети, которые в зоне вооруженного конфликта остались сиротами и находятся в детском приюте».
Как мы уже сказали, Тлеуберди заверил, что работа по выявлению, определению местонахождения наших граждан и их детей в Сирии и Ираке и по их возвращению уже ведется. На перевозку своих граждан Казахстан готов выделить самолет.
Как сообщил накануне на брифинге руководитель пресс-службы МИД РК Айбек Смадияров, министерством рассматриваются все возможные пути для возвращения граждан Казахстана из Сирии и Ирака. На сегодняшний день в департамент консульской службы поступило более 20 заявлений от родных и самих казахстанцев, которые находятся в горячих точках, с просьбой помочь им вернуться на Родину.
Официально на территории Сирии в настоящее время находятся 22 казахстанца. То есть речь идет о тех, кто состоит на консульском учете, они все живут в районах, где нет боевых действий. Ну а судьба многих тех, кто не состоит на консульском учете, неизвестна, по ним ведется работа со стороны компетентных служб и ведомств.
Итак, в сирийско-иракской зоне находится сейчас около 500 казахстанских детей, большая часть из которых несовершеннолетние. Что же будет с ними и с их мамами, если удастся вернуть их на Родину?
По информации председателя президиума РОО «Контртеррористический комитет» полковника Аманжола Уразбаева, до конца 2018 года Министерством образования и науки по государственному социальному заказу планируется выделение 200 миллионов тенге для создания в девяти регионах Казахстана центров по реабилитации детей, вернувшихся из зон террористической активности. Дополнительно будет прорабатываться вопрос реабилитации их матерей».
Напомним, по данным КНБ РК, из горячих точек в Казахстан возвращен уже 81 ребенок.
Что будет с казахстанскими боевиками после возвращения на Родину, будут ли они привлечены к уголовной ответственности и лишены гражданства за участие в войне в Сирии и Ираке?
«В соответствии с требованиями закона, в случае возвращения в Казахстан они будут задержаны по подозрению в совершении преступлений по статьям 170 и 172 Уголовного кодекса РК. И затем суд определит степень их вины. Кстати, это касается и наших граждан, принимающих участие в боях на стороне сепаратистов в Украине. Что касается второй части вопроса, закон предусматривает лишение гражданства Казахстана для лиц, осужденных за совершение терактов, создание и руководство террористической группировкой и участие в ее деятельности. Таким образом власти Казахстана надеются предотвратить возвращение боевиков в страну из Ирака и Сирии», — прокомментировал Аманжол Уразбаев.
Статья 170 УК РК. Наемничество
3. Участие наемника в вооруженном конфликте, военных действиях или иных насильственных действиях, направленных на свержение или подрыв конституционного строя либо нарушение территориальной целостности государства — наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет.
4. Деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия — наказывается лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы с лишением гражданства Республики Казахстан или без такового, либо смертной казнью, с конфискацией имущества.
Статья 172 УК РК. Участие в иностранных вооруженных конфликтах
Умышленное неправомерное участие гражданина Республики Казахстана в вооруженном конфликте или военных действиях на территории иностранного государства при отсутствии признаков наемничества — наказывается лишением свободы на срок от пяти до девяти лет.
Напомним, Президент Нурсултан Назарбаев призвал держать на постоянном контроле приверженцев террористических идей, в том числе тех, кто возвращается из Сирии. «Это является основным направлением вашей работы», — подчеркнул глава государства на встрече с директором Службы внешней разведки в конце августа 2018 года.