КОКШЕТАУ, 15 августа. О реализации государственной политики в религиозной сфере рассказал заместитель руководителя центра анализа и развития межконфессиональных отношений при управлении по делам религий Акмолинской области Нуркен Тилеубаев в интервью корреспонденту газеты «Степной Маяк».
– Нуркен Найзабекович, в чем суть работы центра?
– В соответствии с Конституцией страны у нас сформирована светская модель государственно-конфессиональных отношений на принципах равенства всех граждан перед законом и уважительного отношения к личным убеждениям каждого, независимо от языка и религии.
Основной целью центра является повышение эффективности государственной политики в религиозной сфере, направленной на совершенствование межконфессиональных отношений, укрепление светских устоев государства и недопущение использования религии в деструктивных целях.
Ведомство реализует ряд мероприятий, нацеленных на профилактику религиозного экстремизма и терроризма среди населения Акмолинской области, особенно в молодежной среде. Наши специалисты проводят мониторинг религиозной ситуации, социологические исследования уровня религиозности населения и прогнозирование религиозной ситуации, реабилитацию лиц, попавших под влияние деструктивных и радикальных течений, а также работу в рамках развития межконфессионального согласия путем повышения религиозного просвещения и толерантного самосознания.
Ежегодно в рамках государственного заказа КГУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений» проводит 3 социологических исследования: «Уровень поддержки населением государственной политики в религиозной сфере», «Оценка религиозной ситуации в регионе», «Уровень религиозности современной молодежи».
Результаты, полученные в ходе проведения социологических исследований, способствовали формулировке соответствующих рекомендаций, преимущественно направленных на улучшение религиозной ситуации.
– Сколько в регионе духовных учреждений?
– В области действуют 183 религиозных объединения. Если говорить о вероисповедной принадлежности: ислам – 82, православие – 45, протестантство – 43, католичество – 11, религия Бахаи – 1, общество сознания Кришны – 1.
– Мероприятия какого формата проводит центр в рамках профилактики религиозного экстремизма?
– За прошлый год состоялось 1 735 мероприятий с охватом 18 343 человек. Специалистами-теологами, религиоведами, психологами был проведен ряд профилактических индивидуальных бесед и лекций с приверженцами деструктивно-религиозных течений и осужденными, диалоговые площадки, обучающие семинары, лекции с жамагатом.
Работа ведется по всей Акмолинской области. Кроме этого, в районах (Астраханский, Бурабайский, Зерендинский, Целиноградский) и городах Кокшетау и Степногорск работают специалисты-теологи и исламоведы. Регулярно проводятся выездные мероприятия.
– Какая работа идет с молодежью, имеют ли молодые люди иммунитет против ложной идеологии и могут ли отличить приверженцев деструктивных религиозных течений?
– Целенаправленная пропаганда деструктивных течений идет через социальные сети, незаконное тиражирование и популяризацию видеороликов, литературы, в которых усиленно продвигаются негативные идеи. Факторами уязвимости молодежи являются наличие социально-экономических проблем, чувство социальной несправедливости, отсутствие жизненного опыта и низкое критическое восприятие.
Среди основных причин, по которым молодежь все больше обращается к религии, – заполнение духовной пустоты (36,2%), влияние пропаганды в интернете, возврат к вере (33,2%), а также восстановление народных традиций (32,7%).
Специалистами и теологами организуются лекции в онлайн-формате со студентами колледжей и вузов, учащимися школ для разъяснения пагубности деструктивных религиозных течений и необходимости отписки от групп в соцсетях, связанных с ними.
Своей работой мы стараемся охватить детей разного возраста. Начинаем со школьных лет, активно привлекаем студентов и работающую молодежь. Работаем со студентами, обучающимися по программе «Серпін», учащимися из Индии, курсантами Академии гражданской защиты им. М. Габдуллина. Специалистами разработаны памятки и видеоролики, буклеты об основных признаках деструктивных религиозных течений, запрете распространения религиозной литературы. Активную работу проводим и в социальных сетях.
Используем различные виды и форматы профилактики. Был создан канал в TikTok, в нем размещены видеоролики, посвященные распространению деструктивных и экстремистских идей.
Был организован онлайн-семинар на тему «Еліміз зайырлы, дініміз мемлекеттен бөлек болса да, имансыз жұрт болмайды» для классных руководителей, учителей, психологов, историков, заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных школ, колледжей и вузов. Провели семинары на темы: «Экстремизм в подростковой и молодежной среде: профилактика и противодействие», «Формирование религиозной грамотности: актуальные проблемы и пути их решения» для учителей предмета «Светскость и основы религиоведения». Организовали семинар «Роль СМИ в противодействии религиозному экстремизму и терроризму», семинары по повышению квалификации теологов и психологов пенитенциарных учреждений, оперуполномоченных, функционально закрепленных по линии борьбы с экстремизмом: «Дерадикализация последователей деструктивных религиозных течений, религиозно мотивированных экстремистов и террористов исламского характера», а также лекции для руководителей и специалистов отделов внутренней политики.
– Как понять, что ваш ребенок, возможно, вовлечен в опасную секту?
– Родители и члены семьи должны знать признаки того, что в отношении ребенка ведется деструктивное психологическое воздействие. Подросток может проявлять безразличие к семье, у него появляются новые друзья, наблюдается потеря интереса к обучению, к тому, чем увлекался раньше. В речи он начинает использовать религиозные термины, удаляет историю поиска в интернете, ставит пароль на компьютер. Ребенок начинает заводить разговоры о смысле жизни, о религии, о добре и зле, в гаджете много сохраненных ссылок или роликов, картинок с изображением экстремистского содержания.
При обнаружении этих признаков взрослые должны поговорить с подростком, необходимо контролировать информацию, которую получает ребенок, обращать внимание, какие передачи он смотрит, какие книги читает, в каких социальных сетях зарегистрирован. Можно также обратиться по телефону доверия центра анализа и развития межконфессиональных отношений 72-25-96 и получить квалифицированную консультацию специалистов.
– На чем строится работа центра?
– Мы опираемся на комплексный план по реализации государственной политики в религиозной сфере на 2021–2023 годы. Он служит гарантией прав граждан на свободу совести и уважение религиозных убеждений и обеспечивает условия для полноценного функционирования религиозных объединений.
В свою очередь религиозные объединения могут вносить вклад в развитие общества, пропагандируя семейные ценности, важность соблюдения здорового образа жизни, а также отказ от наркомании, алкоголизма и иных вредных привычек.
Активная пропаганда деятельности деструктивных религиозных течений за последние годы вызывает опасение. Об этом свидетельствует и увеличение пользователей социальных сетей, подписанных на деструктивные экстремистские группы. В этом направлении мы проводим совместную работу с правоохранительными органами, заведены уголовные дела на тех, кто распространяет информацию о ложной идеологии и деструктивных религиозных течениях.
Такие факты есть и в нашей области, поэтому требуется усиление закона в этих вопросах. В рамках противодействия религиозному экстремизму и терроризму проводится мониторинг интернет-пространства. Благодаря системе кибернадзора, которая выявляет экстремистские материалы, видеоролики, лекции радикальных проповедников. С начало года 4 человека из нашего региона – пользователи соцсетей – осуждены за ввоз, изготовление и распространение запрещенной религиозной литературы, 3 пользователя находятся на стадии религиоведческой экспертизы.
Также у нас возникают сложности с отсутствием теолога-женщины для работы с женским жамагатом. Внимания требуют жены и дети приверженцев деструктивных объединений. К тому же выявляются факты отказа от прививок, случаи ношения запрещенной одежды в светских учреждениях, демонстрации приверженности к деструктивным религиозным течениям, отказ служить в армии и от медицинского вмешательства.
С учетом всех этих фактов необходимо консолидировать усилия центральных и местных исполнительных органов, традиционных религиозных объединений и институтов гражданского общества и выработать ориентиры для дальнейшего развития государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений.