АЛМАТЫ, 27 июня. Деструктивные религиозные организации нацелены на привлечение молодых людей для увеличения своих адептов. Каковы приемы методов психологического воздействия, используемые деструктивными религиозными организациями на сознание адептов, рассказала в интервью порталу «Kazislam.kz» преподаватель Академии КНБ РК, член ИРГ г. Алматы, психолог-практик Акмарал Абдукееева.
– Акмарал Сихымбаевна какова опасность и черты деструктивных религиозных течений?
– Необходимо понимать, что влияние деструктивных религиозных организаций чревато негативными последствиями для адептов, оказавшихся в «ловушке» у миссионеров.
Практически все представленные деструктивные религиозные течения (далее – ДРТ) осуществляют тотальный контроль мыслей, чувств, поведения, сознания и социального окружения своих адептов.
О деструктивной направленности религиозной общины можно судить по некоторым параметрам: 1. отсутствие вероучения, стабильного института священства, с примитивностью мировоззрения; 2. нетерпимое отношение к другим религиям; 3. обожествление лидеров; 4. применение психологического и физического насилия для подавления личности адепта; 5. отвержение критического мышления.
– Какие методы воздействия используются миссионерами деструктивных течений с целью воздействия на адептов?
– В деструктивных религиозных организациях используют приемы психологического давления на личность (изоляция от семьи, социального окружения; лишение сна, нехватка питания, формирование комплекса вины).
Так миссионеры деструктивных религиозных общин включают в свою пропагандистскую деятельность различные методы как: внушение через наставления; задаривание подарками; принуждение и наказание (запугивание, физические истязания, изоляция от сверстников); ежедневное чтение религиозной литературы; общение только с единоверцами, а также ограждение от «светской» жизни (отказ от посещения киносеансов, театра и чтения художественной литературы).
– Какие есть примеры подобного негативного воздействия на людей?
– Психологи выявили, что деструктивность в религии может породить у человека аддиктивное поведение, предрасположенное к осуществлению противоправного деяния.
Для совершения преступления человеку необходимы мотивы, условия, а также психологическое состояние, ориентированное на всплеск агрессии, жестокости извне. Данный фактор раскрывается в террологии, как синдром «Брейвика» (синдром террориста – одиночки).
В 2011 голу норвежский террорист А. Брейвик совершил в своей стране два теракта, в результате которого 77 человек погибли, 319 – были ранены. Террорист – одиночка взорвал машину с 500 килограммовой самодельной взрывчаткой у входа в здание Правительства г. Осло. В последующем, он направился в молодежный лагерь на острове, где хладнокровно расстрелял 77 студентов – спортсменов.
Норвежские психологи стали изучать биографические данные А.Брейвика и узнали, что террорист воспитывался в неполной семье, в детстве занимал позицию «изгоя» среди своих одноклассников. Есть сведения, что он потерпел насилие со стороны сверстников. Психологическое состояние обиды, застреваемости на негативных переживаниях и ощущениях у А.Брейвика усугубилось под влиянием субкультуры популярной среди молодежи – сатанистов.
В знак протеста, громко заявляя о себе, террорист совершил ужасное преступление. В совершении каждого преступления психологи ищут мотивы, в основном, формирующиеся в детстве, либо в юношеские годы.
– Каковы причины формирования у молодежи преступного поведения?
– На формирование преступных мотивов у молодежи оказывают различные факторы. Психологи выделяют следующие причины: 1. духовно – нравственный кризис, проявляющийся присутствием признаков внутриличностного конфликта, состояния фрустрации.
- вербовка адептов, в основном, осуществляется через социальные сети, Интернет.
- культ насилия и силы, пропагандирующийся в социальных сетях, негативно влияет на сознание и поведение молодых людей.
- создание новых информационных технологий, вызывающих изменения в психике человека.
Кроме того, это наличие травматогенных ситуаций в детстве у молодого человека (насилие, жестокое обращение к ребенку, дефицит родительской любви и внимания).
– Каковы последствия вовлечения казахстанцев в ряды деструктивных течений?
– Безусловно вовлечение в идеологию и участие деятельности деструктивных религиозных течений приносит непоправимый ущерб здоровью и физическому состоянию адептов. Увы об этом свидетельствуют факты и количество пострадавших.
– Какие меры нужны что уменьшить степень влияния ДРТ?
– Безусловно лучшим методом спасения нашей молодежи является его защита от вхождения в ареал деятельности ДРТ. Однако нужно периодически осуществлять профилактическую деятельность среди молодежной аудитории посредством организации онлайн-лекций, семинаров, тренингов с целью профилактики религиозного экстремизма и формированию иммунитета к идеологии деструктивных религиозных организаций
Кроме того, наладить работу по подготовке кадров с навыками и знаниями проведения профилактической и предупредительной работы в учреждениях системы среднего и высшего образования, в т.ч. организации профессиональной деятельности педагогов и психологов школ
Надо учесть вопрос времени, которое не позволяет никому расслабляться и не прощает промедлений в столь важном вопросе, как сохранение психического здоровья и психологического статуса наших детей.