Последствия религиозного экстремизма могут проявляться как сразу, а также иметь отложенный во времени эффект, заставляя общество постепенно деградировать. В любом случае, суть религиозного экстремизма одна – это применение насилия к инакомыслящим.
Посмотрим, какой разрушительный эффект религиозный экстремизм оказывает на все сферы жизни общества.
1. Лишение и ограничение конституционных прав граждан
Религиозные экстремисты берут за основу установку: «доктрина выше личности». По мнению экстремистов, религиозная доктрина важнее, реальней и правдивее, чем личность, её права и любой индивидуальный опыт. Отсюда экстремисты делают вывод, что члены группы имеют право на жизнь и существование, а остальные – нет, а также, что цель оправдывает любые средства.
На практике это приводит к нарушению целого ряда конституционных прав граждан: к похищениям людей, истязаниям и убийствам «неверных». В быту религиозные экстремисты могут запугивать и избивать членов своих семей, лишать их и членов своей религиозной группы права на личную собственность, здоровье, образование, права на следование своим традициям и обычаям, права на свободу вероисповедания, право на отдых и свободу передвижения.
Многие члены религиозных групп живут в подобиях военных лагерей или отдельных поселений, жизнь в которых течёт ненормально и регламентирована вплоть до мелочей, где запретов гораздо больше, чем возможностей.
Чтобы противостоять любым незаконным посягательствам, нужно хорошо изучить свои права. Основные права граждан Казахстана изложены в Конституции РК. Если под видом религиозной «правильности» кто-либо нарушает ваши конституционные права, можно смело обращаться в полицию.
2. Промывание мозгов и программирование людей
Целью религиозных экстремистов является воспитание идеальных солдат, которые готовы выполнить любой приказ. Поэтому с новобранцами в радикальных религиозных группах ведётся активная работа по смене их парадигмы мышления. Все ценности в этой новой парадигме вертятся вокруг веры и религиозных догматов, они же должны отныне определять поведение человека. Человека исключают из привычной для него среды, навязывая ему новых «друзей» из числа верующих, часто отрывают от семьи и работы, воспитывают в нём отчуждение в отношении людей с иными взглядами.
В реальных жизненных обстоятельствах у таких людей затем возникает дилемма: выполнить свои гражданские обязанности, соблюдать закон или следовать установкам религиозной общины.
Как должен поступить верующий человек, если требования государства противоречат установкам его религиозной общины? Объём потенциально протестного поведения части населения, которая в ситуации выбора осуществит его не в светском, правовом, а в так называемом религиозном поле решений, позволяет выявить сравнительный анализ суждений.
Согласно опросу казахстанцев, проведённому дважды – в 2015 и 2018 годах, происходит медленное увеличение представлений о том, что в светском государстве верующие обязаны подчиняться требованиям закона, государства, светским правилам и нормам и действовать исключительно в правовом поле.
Итоги этого опроса приведены в материалах международной научно практической конференции КИСИ «Профилактика экстремизма. Успехи и трудности». Если в 2015 году 72,4% респондентов готовы были подчиниться закону, государству, светским правилам, а 12,1% опрошенных были готовы любым способом выполнить предписания своей религиозной общины, то в 2018 году, соответственно, – 73,8 и 8,5%. Остальные затруднились ответить.
Очевидно, в первую очередь борьба между государством и религиозными экстремистами будет вестись за умы тех, кто «затруднился ответить». Вербовщики специально обучены развеивать сомнения людей в свою пользу, их жертвами становятся люди, изначально не имеющие собственных твёрдых убеждений, нуждающиеся в установках извне, чтобы почувствовать устойчивость и «понятность» окружающего мира. Но тем не менее среди религиозных радикалов повышен процент суицида и психиатрических заболеваний.
Для тех граждан Казахстана, кому не посчастливилось и им были привиты идеи религиозного экстремизма, в стране работают реабилитационные центры, где им помогают вернуться к нормальной жизни психологи. Если вы стали жертвой подобной ситуации, обращайтесь, например, в Центр реабилитации и консультации при Управлении по делам религии города Алматы.
3. Разжигание религиозных и межнациональных распрей
Попытки подавления любого инакомыслия религиозными фанатиками, конечно, приводят к разобщению в обществе. Не каждый гражданин согласиться следовать вредным и чуждым догматам. В случае, когда экстремисты ведут военные действия с целью установления в стране «исламского халифата», вероятна затяжная гражданская война.
В некоторых религиозных ответвлениях, например в салафизме, адептов специально обучают искусству дискуссии и побуждают спорить с инакомыслящими, чтобы склонить их на свою сторону.
В целом в разрезе разжигания распрей в обществе эксперты выделяют следующие формы религиозного экстремизма:
- внутриконфессиональный (направлен на глубокую деформацию конфессии);
- иноконфессиональный (направлен на устранение других конфессий);
- личностно ориентированный (направлен на деструктивную трансформацию личности);
- этнорелигиозный (направлен на преобразование этноса);
- религиозно-политический (направлен на изменение политической системы);
- социальный (направлен на изменение социально-экономической системы).
4. Нестабильность социально-экономического развития
У граждан, связавшихся с религиозными радикалами, в любом случае происходит отток денежных средств и общее снижение уровня жизни. Это связано как со случаями насильственного завладения имуществом граждан членами религиозной группы, так и добровольных пожертвований, а также с рядом запретов – не работать в определённых организациях, работать на общину, не получать светского образования, запрет на трудоустройство для женщин, требования отдавать заработанное в религиозную организацию и так далее.
На уровне семьи интересы смещаются от достижения благосостояния к выполнению религиозных ритуалов и получения заметного места в религиозной группе. Это не может не привести к нарушению семейного уклада и снижению уровня жизни. Если таких семей в обществе становится много, то снижается уже уровень социально-экономического развития целой страны.
Это уже не говоря о тех странах, где экономика разрушена из-за религиозных войн.
Отдельно стоит вспомнить и такое ужасное деяние религиозных радикалов как разрушение культурно-исторических ценностей. Не принимая государственный строй, законы, радикалы не принимают и культуру государства, в котором они находятся. Достаточно вспомнить, как ИГИЛ(организация, запрещенная в РК) преднамеренно уничтожает различные места религиозного поклонения, особенно в городе Мосул, и исторические артефакты.
Регресс общества и разрушение экономики происходит также из-за неотвратимого снижения уровня образования среди радикально настроенных верующих. Не разрешая своим детям посещать светскую школу, они лишают их шанса найти достойную работу в будущем. И сами религиозные экстремисты часто являются безработными либо перебиваются случайными заработками.
Между тем религиозный экстремизм бьёт по молодым людям, которые могли бы приносить пользу обществу.
По данным различных исследователей, возраст среднестатистического казахстанского террориста составляет 26-29 лет.
Молодые люди представляют одну из уязвимых социальных групп. Уязвимость может появляться в сложности трудоустройства, так как, возможно, молодые люди не имеют опыта работы и на рынке труда проигрывают конкуренцию.
Ещё одной фокусной группой, которая требует построения самостоятельной модели противодействия вовлечению в экстремистские сети, являются женщины. Условно можно обозначить две категории женщин-экстремисток: первая категория включает в себя женщин, для которых характерен добровольный переход к экстремистским моделям поведения и терроризму, ко второй категории относятся принуждённые к терроризму.
Эти группы риска – молодые мужчины и женщины, которые выключаются из современного процесса экономического и социального развития страны и примыкают к экстремистам, тянут общество назад, к архаике, с ними невозможно построить инновационную экономику и конкурировать с другими странами на мировом рынке.
Ещё одним дестабилизирующим фактором становится распространение религиозными радикалами наркотических веществ. Анализ мировой социально-экономической и политической ситуации показывает, что религиозные террористические организации выступают инструментом наркобизнеса.
5. Изменение конституционного строя и нарушение территориальной целостности государств
Апогеем успеха радикальных группировок и их целью является захват власти и установление своих порядков в стране.
Стоит только представить себе такое государство, основанное на насилии и запретах, где невозможно развитие личности, раскрытие её талантов, где нет хороших врачей и учителей, где процветает бедность, где никогда не теряет актуальность военное положение, откуда в другие страны поступают беженцы, – и становится понятно, почему с религиозными экстремистами нужно вести непримиримую войну, искореняя их организации, пока они не успели стать многочисленными и усилиться.