Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Как происходит онлайн радикализация

Астана. 26 июня. Распространенное мнение, что многие, кто «радикализировались онлайн» — правоверные мусульмане — ошибочно. Напротив, часть из них не считают себя верующими. Также можно было бы классифицировать боевиков, кого набирали в интернете, как доверчивых, но это не тот случай. На самом деле многих людей, которых поймали в сети онлайн пропаганды — не искали, они сами «нашлись». Они могут быть и высокообразованными и не совсем, молодыми или старыми, как мужчиной, так и женщиной. Даже финансовое положение не показатель.

Общим знаменателем, как считают эксперты, является сочувствие к причине, объединяющей эту группу – чувству, что в их жизни «чего-то не хватает». Радикализация более распространена там, где преобладают условия неравенства и политической нестабильности. Это часто укореняется в людях, кто сочувствует судьбе угнетенных и хотят показать свою солидарность. В Интернете легко можно найти кандидата на вербовку: привлекшего внимание, делая денежные пожертвования, скачивающего экстремистские видео, аудио – пропаганду, участвующего в джихади-чатах или посещающего радикальные страницы в соцсетях.

Радикализация и вербовка в интернете имеют гораздо большие преимущества по сравнению с традиционными (и более рискованными) публичными коммуникациями. Вербовщики могут выходить на огромные аудитории. Причем с минимальными затратами, без необходимости в логистических или иных расходах и вероятности обнаружения. Радикализоваться не значит обязательно упаковать вещи и отправиться на Ближний Восток. Джихадистские группы призывают к экстремистским проявлениям по месту жительства. Более того, риск участия в кибер-джихаде заметно ниже, чем отказ от привычной, комфортной жизни с целью выезда в зоны боевых действий с риском смерти или захвата.

Использование всемирной сети для вербовки и радикализации придумало не ДАИШ. Еще до 11 сентября 2001 года «Аль-Каида» признала результативность использования «новых» медиа. Они использовали Интернет, чтобы транслировать свое послание по всему миру, для набора новобранцев и иных оперативных целей. Большая часть планирования терактов 9/11 произошло с помощью онлайн-платформ. Злоумышленники общались друг с другом через Интернет и исследовали цели для террористических атак онлайн.

Мир начинает понимать, что интернет-сообщества удобны не только для общения. Незаконные вооруженные формирования и террористические организации понимают это как никто другой. Так, исследование методов работы «Аль-Каида» и ДАИШ показывает, что их группы адаптированы на тех же платформах, которые мы чаще всего используем. Они активно пользуются ими для стимулирования внутриорганизационного общения, способствуют радикализации уязвимых слоев населения, мобилизации сторонников и привлечения людей со всего мира. И постоянно совершенствуют свои преступные методы, становясь все более эффективными.

Нуржан Акжан

Специалист РОО «Контртеррористический комитет»

Источник: статья Маегхин Аларид (англ.), журнал «Импьюнити» 26 Мая 2016, №313


Информационная поддержка проводится в рамках проекта государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК» — «Организация службы по информационной работе в сфере религии»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: