АСТАНА, 24 сентября. Центр геополитических исследований «Берлек — Единство» (Уфа, Россия) представил доклад коллектива авторов, который называется «Профилактика экстремизма в России и странах Центральной Азии». Об этом пишет сайт 365info
В зоне риска не только Россия, но и вообще все постсоветское пространство, утверждают эксперты.
Угроза распространения религиозного экстремизма в Центральной Азии сохраняется. С одной стороны, этому способствуют копящиеся проблемы в самих странах, с другой — радикальные организации «наращивают мускулы». У них растет и финансовая база, и техническая.
Молодежь и беднота — главные жертвы проповедников
Авторы сразу подчеркивают, что в зоне риска экстремистской активности находится вообще весь постсоветский регион. При этом ситуация постоянно меняется — и не в лучшую сторону.
«Экстремизм приобретает новые качественные характеристики: масштабность, размывание традиционных ценностей, культурных барьеров и так далее. Не говоря уж о расширении социальной, финансовой и технической базы экстремистов»,— пишут авторы.
Радикальные проповедники пытаются распространить свои идеи разными способами и среди разных целевых групп. Среди них наиболее подвержены влиянию молодежь и социально уязвимые слои населения
Первые не обладают достаточным жизненным опытом, а вторые могут искать спасения от безысходности. И тем и другим обещается некое подобие социальной справедливости — как ее понимают сами радикалы.
Религиозно-ориентированный экстремизм в Центральной Азии имеет свои особенности:
- геополитически-ситуативную, связанную с распадом СССР;
- глобализационно-контентную, способствующую массовому распространению информации экстремистского толка;
- религиозно-субъективную, используемую отдельными зарубежными религиозными элитами для своих целей.
Ком проблем в Центральной Азии растет
Авторы утверждают, что основа для экстремистов в регионе появилась уже достаточно давно. Сначала, после распада СССР возник некий «идеологический вакуум». Следом усилился рост религиозного и этнического фактора.
«Вакуум стал умело заполняться религиозноориентированными и этно-направленными организациями, которые пытаются разыграть «идентификационную карту» в своих интересах», — говорится в докладе.
Кроме того, распространению радикальных идей посодействовало развитие интернета.
Тем не менее, Центральная Азия «не превратилась в «поле сражений» между светскими и религиозными режимами».
«Приход к власти исламистских сил по типу «арабской весны» видится в настоящий момент маловероятным,но определенные риски сохраняются», — утверждают авторы.
Они подчеркивают, что в регионе постепенно накапливается целый ком проблем. В числе основных: наркотрафик, клановость, низкий уровень жизни, сокращение темпов экономического развития, безработица и т. д.
Именно этими проблемами умело пользуются агитаторы экстремистов. Обещая решить их своими методами — если, конечно, их поддержат.
Излишний либерализм плохо закончился
Авторы проанализировали ситуацию в отдельно взятых государствах Центральной Азии. Например, Кыргызстан столкнулся с этой проблемой еще в период распада Советского Союза.
«Исламизация политической и социально-экономической сфер жизнедеятельности происходила последовательно и носила нарастающий характер», — утверждают авторы.
Причем, до 2000 года на деятельность разного рода религиозных организаций власти смотрели «сквозь пальцы»
«Период политической турбулентности привел к ослаблению государственных структур, решающих вопросы социального обеспечения в Кыргызстане. В результате чего выросла потребность в негосударственных общественных структурах религиозного толка», — утверждается в докладе.
Но уже в 2000 году был введен термин «религиозный экстремизм», а в 2003 году Верховный суд наложил первые запреты на деятельность экстремистских структур и организаций.
Далее авторы приводят примеры из статистики. На период обретения независимости в Кыргызстане было 39 мечетей. А в 2017 году их количество превысило отметку 2,6 тыс. С 2000 года количество исламских организаций увеличилось более чем в два раза и перевалило за 2 тысячи
«В самом факте развития институтов гражданского общества, как, собственно, и в реализации права на свободу совести, нет негативного компонента. Однако политика либерализации в отношении религиозных организаций привела к индоктринации (насильственное навязывание — прим.) экстремистской идеологии», — утверждают авторы.
Атакуют и снаружи, и изнутри
С момента приобретения независимости Кыргызстан регулярно «лихорадило». Что не могло не повлиять на настроения в обществе.
«Революционные потрясения и массовые беспорядки («тюльпановая революция», волнения на юге страны в 2010 году и т. д.). Тенденция проявлялась во все время развития страны», — утверждают авторы).
Есть и целый ряд других факторов, тоже внесших свою лепту. Например, «мозаичность религий в Кыргызстане». Здесь все еще сохраняются позиции язычества, шаманизма, тенгрианства. Кроме того, появляются и последователи разных сект.
Во-вторых, это попытки извне повлиять на социальные процессы в Кыргызстане. В частности, попытка разрушения традиционных устоев и ценностей, на что общество отреагировало очень негативно.
«В итоге, исламистский фактор усилился как реакция на последовательную западно-американскую экспансию»,— пишут авторы.
Другая сторона медали — исламский фактор пытаются использовать отдельные мусульманские государства. Разумеется, в собственных политических и экономических интересах.
Далее географический фактор. Это близость с Пакистаном, Афганистаном и Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая.
И наконец социально-экономический фактор.
«Согласно данным МВФ, в Кыргызстане около 40% населения живут за чертой бедности, высокий уровень безработицы. Сложился существенный разрыв в уровне доходов кыргызстанцев, живущих в южных и северных областях страны. Фактор социально-экономического благополучия и социальной справедливости активно используется в риторике религиозных экстремистов», — утверждается в докладе.
Радикалы уходят в Интернет
Сегодня в Кыргызстане активно используются три канала вербовки экстремистами:
- «полевая деятельность» отдельных религиозных деятелей с радикальными взглядами («мелкие джамааты»);
- «полевая деятельность» крупных экстремистских организаций;
- работа в Интернете.
««Полевая деятельность» экстремистов уходит на второй план, основным коммуникатором вербовки служит интернет-пространство. Особенно в молодежной среде, которая более восприимчива к различного рода изменениям и колебаниям. В контексте информационного фактора обретает особую злободневность проблема выезда кыргызстанцев для участия в боевых действиях на территории Сирии», — авторы.
Продолжение следует