Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Со стройки — в боевики ИГ или Как становятся радикалами

НУР-СУЛТАН, 02 июня. Путь на джихад — в Сирию и Афганистан — для выходцев из Центральной Азии оказался дорогой разочарования: кто-то угодил за решетку, кто-то был убит подельниками или погиб под бомбами. Об этом пишет РИА Новости в продолжении материала из серии, посвященной тем, кто попал в ИГ по собственной воле или вопреки ей.

Кореш Джамшут

Аскар из киргизского Джалал-Абада долго жил в Краснодаре, и у этого «муджахеддина» южнорусский говорок. Товарищей по джихаду называет корешами. «Вернулся из России, женился, сидели как-то с корешком, зовут его… пусть будет Джамшут. Так вот, с корешем и подумали: надо братьям нашим помогать. Тем более знакомый наш был уже там, в Сирии, он нас позвал. Ну и поехали — заначка имелась после работы в России. В Стамбуле нас встретил пацан знакомый. Он и отвез через границу», — таков был путь Аскара на «войну за веру».

Границу пересекли легко. «Проводник командовал то сидеть, то лежать. Потом узнали, что так от камер скрывались. ИГ* тогда еще не было, а «Джебхат ан-Нусра»* была. Мы себя называли му’аскар — просто воинами, военными. Халифа тогда не было, только амиры (военачальники. — Прим. ред.). Абу Бакр аль-Багдади  потом откуда-то пришел и назвал себя халифом», — продолжает Аскар.

В лагере джамаата «Сабри» друзья прошли курс молодого бойца — научились обращаться с автоматом, пулеметом, гранатометом и минометом. Инструкторы — азербайджанцы-сунниты, лекции читали на своем языке. Бойцы «Сабри», узбеки и киргизы, учителей в целом понимали.

Через некоторое время в лагерь прибыла следующая волна джихадистов — гастарбайтеры с российских строек.

К новоприбывшим «старослужащие» отнеслись без приязни. «Они даже Коран не читали, намаз не совершали. У них в голове было только одно: поехать на амалию (войсковая операция. — Прим. ред.) и стать шахидом. И все! А попали они в джамаат так: были на заработках в России, зимой работы нет, в мечеть ходят. Вербовщики смотрят: ребята мучаются, намаз читают, просят Аллаха работу дать. Подходят: «Вот, брат, покушай. Что у тебя с работой? Вот тебе деньги». И потом снова найдут работу и денег, покушать принесут.

Человек слабеет, его уже можно контролировать. Тут-то и начинается вербовка.

По телефону ролики показывают, объясняют, что делать», — описывает Аскар алгоритм превращения гастарбайтера в воина джихада.

Новый призыв, по словам Аскара, был слаб в моральном отношении. Приехавшие на джихад превратились в обычных гопников. «Воины» отбирали у местных вещи и еду, считая это законной военной добычей. После обучения бойцов перебросили под Алеппо.

В активных боевых действиях Аскару не довелось участвовать — войска практически не маневрировали, джихадисты и солдаты правительственной армии отсиживались на позициях. «Снайперы асадовские часто работали. Туда-сюда стреляли. Пиалку выставишь (в окно. — Прим. ред.), сразу вжик! Однажды я сам хотел проверить, взял баклажку, на дерево надел, глаза чучелу сделал. Выставил — вжик! Работали конкретно», — уважительно отзывается о противнике Аскар.

Дорога домой

Через несколько месяцев он решил покинуть Сирию: кончились деньги, а боевые действия мало напоминали войну за истинную веру. К тому времени в лагере «воинов джихада» возникли разногласия: «Джебхат ан-Нусра» и ИГ грызлись между собой, и это касалось всех.

«Тормозят на дороге, спрашивают: какой джамаат? Если маленький, ни в ИГИЛ, ни в «ан-Нусре»— могут отпустить, если нет…» — Аскар делает выразительную паузу.

«У нас с корешем остались последние деньги, тысяча долларов на двоих. Джамшут поехал в Турцию, чтобы оттуда — в Киргизию. Мне сказал: «Узнаю, какая дома ситуация. Если закроют — только меня закроют. А ты пока побудь в Сирии». И, прикинь, он приехал, а его не задержали. Месяц ходит там, подженился даже. И пишет мне: нормально у нас, женился, все окей, приезжай. А его органы специально не трогали, хотели посмотреть, что он делать будет», — описывает дальнейшее собеседник РИА Новости.

«На второй день после возвращения отправился к другу, подъезжаю к дому — ворота закрыты, никого нет. Вышел сосед: «Его вчера взяли». Я сразу в Бишкек. А куда еще ехать? У меня было немного денег, пожить два-три дня».

Опергруппа взяла Аскара возле мечети. Потом были допросы, суд и срок. Того, кто позвал когда-то Аскара с корешем на войну с неверными, убили в Сирии.

«В 2015-м, когда я еще в СИЗО сидел, опера принесли, показали фотографию: лежит на земле. Прямо во лбу отверстие от пули», — заключает Аскар.
*Организации, запрещенные в РК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: