Терроризмге қарсы комитет

РЕСПУБЛИКАЛЫҚ ҚОҒАМДЫҚ БІРЛЕСТІГІНІҢ РЕСМИ САЙТЫ

Контртеррористический комитет

Официальный сайт республиканского общественного объединения

110

Телефон Антитеррористической службы

Повышение прозрачности финансовой деятельности религиозных объединений

Астана. 13 марта. Одним из наиболее обсуждаемых тем в обществе в рамках продвигаемого проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» касается обеспечения прозрачности хозяйственно-финансовой деятельности религиозных объединений. Данные меры принимаются с целью усиления и систематизации работы по противодействию легализации незаконных доходов, полученных преступным путем, и финансированию экстремизма и терроризма, а также для обеспечения исполнения норм прописанных в части 3 статьи 18 Конституции Республики Казахстан, которая гласит: «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации».

На данный момент необходимость законодательного закрепления прозрачности и открытости источников финансовых поступлений религиозным организациям как внутри страны, так и из за рубежа, обусловлена рисками, которые возникают в результате отсутствия контроля за финансово-экономическим оборотом религиозных объединений.

Одно дело когда зарубежная финансовая помощь оказывается единомышленниками зарегистрированных религиозных объединений, но совсем другое, когда эти средства имеют другого адресата. В данном контексте наибольшую угрозу представляют деструктивные организации, которые финансируются извне, для того, чтобы обеспечить деятельность деструктивной организации в стране. К примеру, в Кыргызской Республике до осуществления контроля за финансовыми операциями религиозных объединений резко выросло количество деструктивных религиозных объединений, а религиозные учебные заведения по количеству в сельских местностях почти догнали численность светских школ.

И как результат роста уровня религиозности в стране, как никогда высок и уровень вовлеченности граждан в деятельность радикальных и деструктивных течений. Статистика правоохранительных органов данной страны также подтверждает значительное ухудшение ситуации в этой сфере. Так, в 2013 году по статьям, связанным с терроризмом и экстремизмом, были осуждены 81 человек, в 2015 году 132. К 2016 году их число выросло до 210. Как вы видите, цифры растут как на «дрожжах». Однако, это только пойманные силовиками преступники, а сколько еще таких радикалов свободно бродят по просторам нашей Родины продолжая заражать умы народа.

Сегодня на территории Кыргызстана функционируют такие политизированные и опасные религиозно-экстремистские организации, как «Хизбут-Тахрир» и «Акрамийя». Имеются представители террористических организаций такфиристско-джихадистского движения «ЖайшульМахди», «Джунд-уль-Халифат», «Ансаруллох», «Ат-Такфир Валь-Хиджра» и «Исламского государства». Около двух тысяч граждан Кыргызстана являются приверженцами их экстремистских идей.

К слову, такая распространенность экстремистских идей среди широких масс не была бы возможна, без зарубежного и внутреннего финансирования. Данные упущения в религиозной сфере страны стали результатом отсутствия контроля.

В данном контексте, недоступность и закрытость аналогичных данных о финансовой деятельности казахстанских религиозных объединений также создает почву для осуществления незаконных действий (коррупция, финансирование незаконных организаций и т.д.), что в свою очередь нарушает интересы гражданского общества Республики Казахстан и Законы нашей страны.

Открытость и доступность данной информации не только для государственных органов, а также для гражданского общества в повысит авторитет религиозных объединений и уровень доверия к ним со стороны граждан.

До включения данного пункта в Законопроект также был изучен международный опыт по регулированию данной практики, который свидетельствует о распространенности данной практики во многих развитых странах. К слову данная норма является гарантом не вовлеченности религиозных объединений в сомнительные финансовые операции и одной из причин стабильной религиозной ситуации в странах где она применяется, в то время как отсутствие таких норм в иных странах является причиной судебных разбирательств по обвинениям в отмывании незаконных средств, финансировании террористических и экстремистских организаций, коррупции, нецелевом использовании средств религиозных объединений и др.

Необходимо отметить, что похожая законодательная норма уже действует во многих странах СНГ. Например, в России и в ряде стран Центральной Азии, контроль финансовых поступлений религиозных объединений, получивших денежные средства от международных организаций, осуществляется представлением в государственный орган финансового отчета о распределении полученных средств.

В Королевстве Бельгии также существует государственный контроль расходования средств религиозными организациями. Согласно статьи 53 Закона от 27 июня 1927 года о некоммерческих объединениях каждая религиозная организация должна предоставить отчет за годичный период. Помимо этого религиозное объединение должно предоставить сведения по бюджету на следующий год, где должны отразить такие пункты как: зарплата священнослужителей, производство организацией религиозных товаров, наем советников и расходы на телевидение, пенсии и закуп имущества.

А в случаях когда религиозная организация не предоставляет сведенья о источниках финансирования, федеральная прокуратура имеет право запретить деятельность РО на территории страны.

В Испании все религиозные объединения должны представлять свои экономические показатели в МВД. В целом, государство, в лице правоохранительных и специальных органов, с использованием определенных методов работы, в постоянном режиме отслеживают финансовые потоки в религиозных объединениях.

В Республика Казахстан все религиозные объединения являются некоммерческими организациями, и в соответствии с этим статусом информация о доходах, о имуществе, об оплате труда работников не могут быть предметом коммерческой тайны.

Калиев Талғат директор НИЦ Молодежи

Источник: «Қамшы» сілтейді

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: