Астана. 2 марта. Воспитание подрастающего поколения и духовное состояние современного общества осложняется рядом проблем в обществе, к числу которых относится распространение деструктивных религиозных течений. Поколение, которое вырастает в такой среде наиболее уязвимо в условиях современности. Каким образом? Прежде всего очень важно понимать, что в отличие от взрослых людей, которые выбирали участие в деструктивных группах, дети, выросшие там же, не выбирали свое «присоединение» и не имеют никакого права выбора. Это культура, в которой они родились и/или в которой они воспитывались. Дети, воспитываемые в изолированных группах, не обучаются критическому мышлению, а если оно проявляется в группе, то обычно наказывается.
Основными параметрами деструктивности, как известно, считаются:
- нетерпимое отношение к другим религиям;
- наличие абсурдных или опасных требований;
- закрытость организации;
- апокалипсические запугивания;
- навязчивое миссионерство;
- абсолютность в истинности учения;
- применение психического и физического насилия;
- обожествление лидеров;
- искаженная интерпретация идей гуманизма;
- отвержение рационального и критического мышления и т.д. [1]
Поскольку многие дети, выросшие в культовых группах, не имеют опыта жизни в нормальной семье со своим набором правил и взаимных эмоциональных привязанностей, они путаются в этой социальной норме. Их групповая семья обычно непоследовательна, хаотична, жестока и оскорбительна. Они не могут сосредоточить свои мысли на возможности обсуждать проблемы в кругу семьи, заботясь друг о друге и работая совместно. Становится очевидно, что деструктивное влияние на развитие личности нарушает процессы жизненного самоопределения, полноценного самовыражения и самосовершенствования.
Также необходимо учитывать, что для многих учащихся именно школа определяет их дальнейшее развитие и социальное благополучие. Поэтому образовательные учреждения должны формировать иммунитет к порабощающему влиянию деструктивных организаций и вырабатывать приемы психологической защиты от авторитарного воздействия и эксплуатации. Стоит акцентировать внимание на изменения во всех сферах личности ученика, это: резко выраженное изменение поведения, раздражительность, переходящая в агрессию или наоборот полная апатия и безразличие ко всему окружающему, потеря интереса к раннее привлекательным занятиям, размытость морально-нравственных ценностей, нарушение процессов восприятия, памяти и мышления, снижение творческих способностей.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что критическое мышление, как сознательный процесс оценки, анализа и интерпретации полученной информации, основывается на имеющихся знаниях и логике, собственных выводах и отношении. Все это может отразиться в развитие адекватной самооценки, усиление самоуважения и определение значимых в обществе ценностных ориентиров, что не допустит вовлечения в деструктивные организации любого характера.
Залима Орынбасар